Программа летнего оздоровительного лагеря «Планета детства» с дневным пребыванием детей «ТВОРИ ДОБРО»

Паспорт программы

Полное название программы

Программа весеннего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей      «Твори добро»

Цель программы

Создание благоприятных условий для привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности, укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Адрес проектной деятельности (для кого, количество участников)

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МБОУ «Новоникольской СОШ» с. Новоникольское, ул. Горького, д.1-А.

Проект разработан для 120 детей 1-8 классов.

Сроки реализации программы

с 1 – 26 июня  2018 года

Направления деятельности, направленность программы

1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ.
2. Расширение кругозора ребёнка,  через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела    волонтеров;
4.Работа с детьми – инвалидами и с  детьми с ОВЗ;
5.Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
6.Сплочение детского коллектива;
7.Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
8. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;

9. Наставничество над детьми дошкольного учреждения;

10.Шефство над людьми преклонного возраста  (вдовы ветеранов,  труженики тыла).

Краткое содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных   методик по волонтерскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, командообразующих мероприятий, спортивных соревнований и туристических эстафет.

Ожидаемые результаты

– участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально – психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;
– приобретён положительный опыт самоуправления при организации   жизнедеятельности детского коллектива;

- появление у подростков устойчивого интереса к общественной работе в рамках их социальных потребностей;
–  повышение у детей активной гражданской позиции;
–  выработано чувства патриотизма;
–  развито чувство уважение к родной природе;

- создание условий для функционирования подростковых добровольческих команд, участвующих в профилактических и досуговых программах;

–   выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении, классе, школе.

–  расширение диапазона знаний, умений и навыков в области волонтерской деятельности;
–   использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности.
–   повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной  деятельности;

- повышена информированность подростков в сфере проблем зависимости от психоактивных веществ.

–  воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья;
–  воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни;
–  приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности;
–  была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в классе, школе, а также создания волонтерских объединений.

Почтовый адрес организации

393740 Тамбовская область, Мичуринский район,

с.Новоникольское, ул.Горького д.1-А

 

Ф.И.О. руководителя организации

Чернышова Лариса Борисовна

Телефон, электронный адрес организации

8(475)45-69-3-35, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Пояснительная записка

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних площадок. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Площадки способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

Актуальность программы

Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.

Летняя активно - полезная занятость является  формой организации свободного времени детей разного возраста,  уровня развития интеллектуальных, социальных, творческих способностей ребенка.

Деятельность летнего   лагеря «Твори добро» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития,  на приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Пребывание в летнем    лагере особенно важно для современных детей, ограниченных в движении, в количестве  физической работы, склонных к пассивному отдыху: компьютерные игры, телевидение.
          Для педагогов летний   лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни   лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Создание благоприятных условий для привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности, укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Задачи:

1. Повышение уровня знаний и умений волонтеров  для работы в дошкольном учреждении и помощи людям преклонного возраста.

2. Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей.
3.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.
5.Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей и, прежде всего, активного общения с природой.
6.Укрепление здоровья, закаливание организма детей.
7. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность.
8. Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем дневного пребывания.

 

Принципы содержания деятельности:

  • принцип вариативности – право ребенка на выбор добровольного участия в деятельности  лагеря;
  • принцип либеральности – право детей развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;
  • принцип успешности – право, гарантирующее возможность каждого ребенка на успех;
  • принцип системности – право, гарантирующее воспитание, как на уровне лагеря, так и на уровне отряда;
  • принцип самоуправляемости – право, обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции: гражданина, патриота и т.д.;
  • принцип сотрудничества – право ребенка решать проблему «с двух сторон»  - и взрослыми, и детьми;
  • принцип комфортности – право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
  • принцип адаптивности – право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;
  • принцип рекреативности – право ребенка на отдых, игру и развлечения.

 

Участники программы:

- младшие школьники;

- подростки.

Сроки действия программы:

с 1.06.2018 по 26.06.2018 года.

Основное содержание программы

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по волонтерскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, командообразующих мероприятий, спортивных соревнований.

 

Образовательный блок

Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для деятельности волонтерского объединения.

Темы занятий объединены по следующим направлениям:

1. Школа юного волонтера:

- развитие волонтерского движения в России;

- акции, проекты, разработки;

- профилактика употребления ПАВ;

- пропаганда ЗОЖ;

- социальное проектирование.

2. Краевед:
 – изучение окружающей флоры и фауны;
– изучение истории родного края;
– экологическое воспитание.
3. Рождение Лидера:
– искусство публичных выступлений – психологические основы, приемы и 
– практика;
– методика организации коллективно-творческих дел;
– теория и практика работы в коллективе;
 – разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.
4. Путь к общению:
– культура общения – умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
– алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;
5. Игра – дело серьезное:
– методика проведения игр;
– ведение мероприятий и конкурсов;
– уроки развития речи.
                                  

   Оздоровительно-досуговый блок

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем   лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего   лагеря «Твори добро» включены следующие мероприятия:

– утренняя гимнастика;
  – организация здорового питания детей с использованием   даров природы;

– постоянное пребывание на свежем воздухе;
– физический труд  (волонтерство);
– организация спортивно-массовых мероприятий (командообразование,  футбол, волейбол).

Общественно-полезная работа:

В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:

– уборка территории лагеря;

–уход за клумбами школы;

–помощь пожилым людям;

–уход за памятникам воинам, погибшим в годы ВОВ.
                                                  Работа по созданию коллектива:

– открытие смены лагеря;
– формирование органов самоуправления;
– работа органа самоуправления лагеря;

- проведение командообразующихмероприятий;
– линейки;
– проведение отрядных и общелагерных мероприятий.
                                                Психологическая работа

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:

– коммуникативные игры; 
– тренинги;
– дискуссии.
                                           Деловые игры-практикумы

– Деловая игра «Лидер и его команда»;

- Тренинг «Я волонтер»;
 - Разработка акций «Я за ЗОЖ».

Досуговые мероприятия:

– Игра «Кто лидер?»;
– Мероприятие «Я+ты+он+она=мы»;

- Конкурс «Я в мире, мир во мне»;

- Конкурс плакатов «Твори добро», «Я волонтер»;
– Давайте споем;
– Интеллектуальная игра «Люби и знай свой край родной»;
– Сабантуй;
– Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;
– Игра «Звездный час»;
– Мероприятие «Избушка Бабы-Яги».

Этапы реализации программы

  1. 1.      Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подго­товка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

-    проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

-    издание приказа по школе о проведении летней кампании;

-     разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подро­стков;

-    подготовка методического материала для работников лагеря;

-    отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровитель­ном лагере;

-     составление необходимой документации для деятельности ла­геря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструк­ции т. д.

  1. 2.      Организационный этап

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

-     встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидер­ских, организаторских и творческих способностей;

-    запуск программы;

-    формирование органов самоуправления;

-    знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Период адаптации, в течение которого интенсивно идет процесс знакомства ребенка с человеческим окружением, с предстоящей деятельностью; период предъявления четких требований и создание условий, при которых выполнение этих требований для ребенка станет интересным и необходимым; период первоначального становления и сплочения детского коллектива. Формула успеха: «Как пройдет организационный период, так пройдет вся смена».

ИТОГ ОРГПЕРИОДА – готовность детей к сотрудничеству с взрослыми и друг с другом, увлеченность перспективами предстоящей деятельности, наличие внутри отряда атмосферы доверия и доброжелательности.

  1. 3.      Основной этап

Основной деятельностью этого этапа является:

-    реализация основной идеи смены – развитие волонтерского движения;

-    вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно­творческих дел;

-    работа кружковых объединений;

-    пропаганда ЗОЖ.

Период личностной самореализации ребенка, заключающийся в предоставлении свободного выбора тех видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал; период всевозможных мероприятий, игр, соревнований, коллективно-творческих дел.

  1. 4.      Заключительный этап

Основной идеей этого этапа является:

-    подведение итогов смены;

-    выработка перспектив деятельности организации;

-    анализ предложений по деятельности летнего оздоровительно­го лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;

-    сбор отчетного материала;

-    выбор лучшего волонтерского отряда;

-    выбор лучшего волонтера.

Необходимая материально – техническая база

  • Спортивный зал;
  • Школьная библиотека;
  • Игровая площадка;
  • Спортивная площадка;
  • Кабинет информатики;
  • Художественные средства, игры настольные;
  • Хозяйственный инвентарь;
  • Канцелярские принадлежности;
  • Компьютер с выходом в интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.

Предполагаемые результаты:

– участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально – психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;
– приобретён положительный опыт самоуправления при организации   жизнедеятельности детского коллектива;

- появление у подростков устойчивого интереса к общественной работе в рамках их социальных потребностей;
–  повышение у детей активной гражданской позиции;
–  выработано чувства патриотизма;
–  развито чувство уважение к родной природе;

- создание условий для функционирования подростковых добровольческих команд, участвующих в профилактических и досуговых программах;

–   выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении, классе, школе.

–  расширение диапазона знаний, умений и навыков в области волонтерской деятельности;
–   использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности.
–   повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной  деятельности;

- повышена информированность подростков в сфере проблем зависимости от психоактивных веществ.

–  воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья;
–  воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни;
–  приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности;
–  была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в классе, школе, а также создания волонтерских объединений.

Легенда программы:

Закончился учебный год, и наступило самое счастливое время для всех детей – лето, каникулы!!! Впереди три месяца свободных от учёбы!!! Кто – то из ребят уже собрался к родственникам в гости, кто-то поедет в лагерь,  кто – то просиживает за компом, играет в компьютерные игры, кто – то сидит дома у телевизора, а кто – то уже заскучал.

Эх,  думали многие, лето наступит - начнутся счастливые денёчки, а тут такая скукотища. А компьютер за несколько дней так надоел, что уже в глазах рябит. Надоел до чертиков. И по телеку смотреть нечего, щелкаешь– щелкаешь, а ничего интересного нет.

Вот ведь беда какая – лето наступило, а счастливые деньки не пришли – как себя развлекать, чем заниматься? И вдруг…

Ребята! В нашей школьной библиотеке  я такое нашла!!!

Вы,  наверно,  подумаете,  что, кроме «Незнайки» и «Винни пуха», можно найти в нашей библиотеки?!Тут  такая старинная книга, посмотрите, как она называется? («Тимур и его команда»). А кто знает, кто такой Тимур и что у него была за команда? Чем занималась эта команда?Сегодня все вы получаете задание: узнайте, кто такой Тимур и о какой команде идет речь в книге? Завтра первое мероприятие будет посвящено именно этой книге. А когда вы ответите на все вопросы по содержанию книги, вы узнаете, чем будете заниматься на протяжении всей площадки. Ведь в конце сезона будет выбран не только отряд победитель, но и один человек-победитель, который наберет наибольшее количество бонусов.( На следующий день )Кто такой Тимур? Чем занималась команда Тимура? Кто написал эту книгу?Чем мы будем заниматься 21 день. Как другими словами  можно назвать помощников? (добровольцы, волонтеры). Мы с вами будем заниматься волонтерской деятельностью, помогать малышам, пожилым людям, ухаживать за памятником героям ВОВ, а также благоустраивать пришкольную территорию. Каждый отряд будет выращивать цветы на своей клумбе. За победу команда будет ежедневно получать цветок, который будет «садить» на своей клумбе. Победит команда, у которой будет на клумбе больше цветов. Самый активный участник каждый день будет получать бонус-картинку (эмблему). В конце сезона, человек,  набравший наибольшее количество бонусов будет объявлен победителем и получит приз. Итак, наш сезон в этом году посвящен добрым делам и помощи людям, которые нас окружают. Удачи всем и победы! Вперед, творить добро!

Распорядок дня

в летнем  оздоровительном лагере

«Твори добро»

08.30 – 9.00   - Сбор детей в школе, зарядка

9.00 – 09.15   – Утренняя линейка

09.15 – 10.00   – Завтрак

10.00 – 12.00    – Работа в отряде, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.

12.00 – 13.00   – Оздоровительные процедуры.

13.00 - 14.00   – Обед.

14.00-14.30   - Свободное время. Игры на свежем воздухе. Общелагерные мероприятия.

14.30   – Подведение итогов.  Уход  домой.

  

Календарно – тематический план

летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

 «Твори добро» с 1.06-26.06.2018г. (21 день). 

1 день (01.06)

«Здравствуй, лагерь»

Торжественная линейка. Знакомство с легендой лагеря. Инструктаж по ТБ.

Конкурсная развлекательная программа «Здравствуй, лето».

Оформление отрядных уголков.

2 день (02.06.)

«Волонтер – это звучит гордо!»

Посещениесельской библиотеки.

Анализ книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

Конкурс плакатов «Я волонтер», «Твори добро».
 Интеллектуальная игра «Своя игра». Весёлые старты.

3 день (04.06.)

«Дорога добра»

Акция «Книжкина больница» (библиотека).

Тренинг «Я волонтер».

Выполнение поделок для дошколят д/c «Радуга».

Конкурсная программа «Самый – самый».

Открытие смены «Твори добро».

4 день (05.06.)

«Океан Доброты»

Акция «Сотвори добро».

Дискотека. Д/к «Нефтянник».

Мероприятие  «Братья наши меньшие».

Игра по станциям «Я – спасатель».

 

5 день (06.06.)

«Сказочный остров»

Конкурсно – развлекательная программа «Все сказки в гости к нам»Спортивное мероприятие. Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами).

6 день (07.06.)

«Родное село»

Поход по родным местам.  Изготовление памяток по профилактике ДДТТ и вручение их водителям (на территории села).

Конкурсно - краеведческая

 программа «Моя Тамбовщина».Конкурс рисунков « Мое село».

7 день (8.06.)

«Детство»

Игры с малышами д/с «Солнышко на свежем воздухе.

Космический футбол.

Конкурс рисунков на асфальте «Все вместе!»

Уход за памятником героям ВОВ на территории СДК.

8 день (9.06)

«Ручей прошлого и будущего»

Сочинение «Древо моей семьи». Спортивная программа «Весёлые старты».

Посещение пожилых людей.

Оказание помощи пожилым людям. Уборка памятников на территории села.

9 день (12.06)

«День России»

Праздничная программа, посвященная Дню России.

Весёлые старты «Россия вперёд». Деловая игра «Лидер и его команда»;

Конкурс рисунков и поделок.  Флэш-моб «Флаг моей страны».

 

10 день (13.06.)

«Парк счастливого детства»

Конкурс   «Самая обаятельная и привлекательная Баба – Яга». Игра по станциям  «Я ребёнок».Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами).

 

11 день (14.06.)

«Остров олимпийского огня»

 Дом детского творчества. Работа по секциям.

Спортивное мероприятие «Малые олимпийские игры».

 «Эмблема олимпийских игр».

 

 12 день (15.06)

«Огненная гора»

Викторина по пожарной безопасности.

Путешествие в страну книг.

Конкурс на лучшее исполнение песни.

Эстафета «Мы пожар потушим сами».

13 день (16.06)

«Цветик-семицветик»

 Конкурсно – игровая программа «Загадай желание». Дискотека.

Оказание помощи ветеранам ВОВ  по уборке территории.

 

14 день (18.06)

«Лидер»

Конкурс отрядных газет «Мы – волонтеры!»

Спортивная игра «Спортушки».Игра-путешествие по сказкам «Герои-добровольцы».

15 день (19.06)

«Океан звёзд»

 Конкурсно – игровая программа «Я – звезда».

Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами).

Анкета «Океан добрых дел»

16 день (20.06)

«Солнечный берег игр»

Фестиваль подвижных игр.

Мероприятие «Я+ты+он+она=мы».

Конкурс «Я в мире, мир во мне».

Мероприятие «Избушка Бабы-Яги».

 

17 день (21.06)

«Материк счастливых друзей»

Игра «Звездный час».
Конкурс рисунков «От улыбки станет всем светлей»

Футбольный турнир.

18 день (22.06)

«Мой цветок счастья»

 Концертная программа «Мой цветок счастья».

 Экспозиция «Летний букет» Акция «Подари цветок - подари улыбку!» Уход за памятником воинам погибшим в годы ВОВ.

19 день (23.06)

«Перекрёсток семи дорог»

 Мероприятие «Светофор».

 Спортивное мероприятие «Дорога детства».

Благоустройство пришкольного участка (уход за клумбами).

 

20 день (25.06)

«Материк счастливых друзей»

Дискотека.  

Конкурс рисунков «Вместе веселей!»

Акция «Чистая территория».

Квест-игра «Подарок другу»

 

21 день (26.06)

«День памяти и скорби»

 Линейка «Мы помним», посвященная дню памяти и скорби. Экскурсия в школьный музей. Путешествие по станциям «Герои». Возложение цветов к памятнику воинам погибшим в годы ВОВ.

Закрытие лагерного сезона.