Характеристика школьного музея боевой и трудовой славы «Наследие»

Музей боевой и трудовой славы «Наследие»

МБОУ Новоникольской СОШ

 

Адрес:

393740, Тамбовская область, Мичуринский район, с. Новоникольское, ул. Горького, д. 1А

   

Эмблема:

Девиз: «Гордимся прошлым, живем настоящим, строим будущее»

Руководители музея:

  • Г.В. Ярушкина, учитель информатики 
  • Т.В. Захарова, учитель истории 
   
      Характеристика

школьного музея боевой и трудовой славы «Наследие»

 

Музей боевой и трудовой славы «Наследие» Новоникольской средней школы открыт 6 мая 2005 г. Его открытие – это не только дань памяти участникам Великой Отечественной войны, но и патриотическое воспитание школьников. Необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, не повторяли их ошибок, а вносили свой вклад в развитие духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются воспитанием. Большое значение в развитие человека принадлежит не только умственное и физическое, но и нравственное воспитание.

Помещение музея занимает 1 комнату общей площадью 14,8 кв.м. Музей расположен на третьем этаже здания школы. Соблюдается световой и температурный режим, влажность. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах.

В совет музея входит: 7 человек, которые отвечают за работу 7 отделов: 1. лекторская группа; 2. экскурсионная группа; 3. отдел корреспонденций; 4. исследовательская группа; 5. художественно – оформительская группа; 6. фондовая группа; 7. организационная группа.

Разделы экспозиции:

  • «Ребята с нашего двора»
  • «Героям ВОВ посвящается…»
  • «Предание старины глубокой»
  • «Экспозиция народного хозяйства с. Новоникольское»

Фонды музея:  всего экспонатов - 100 (из них подлинные - 30)

Доминирующими принципами деятельности музея являются: принцип гуманизма; принцип демократизации; принцип творчества и увлекательности;   принцип сотрудничества; принцип культуросообразности.

Основные направления краеведческой работы: поисковая; музейная (экскурсионная); творческая; исследовательская.

Участие детей в музейной работе представляет огромные возможности: учащиеся приобщаются к своей локальной истории, изучают памятники местного значения, встречаются с односельчанами, проводят экскурсии, приобщаются к культурному наследию прошлого, что позволяет сохранить «культурно-историческую» среду. Это действительно сегодня важно и ценно, так как приобщение к истории создаёт единство всей жизни с укладом народа, его общей культурой.  Школьный музей – это активное звено в системе приобщения к истории, культуре своего края, важное звено учебно-воспитательной работы в школе.

Цель краеведческой работы – создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение  культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей.

Задачи:

  • приобретение навыков исследования, поиска учащимися;
  • воспитание уважения и любви к своему краю, как особо значимой области исторического сознания;
  • развитие экскурсионной деятельности;
  • научить учащихся работе с информационной базой источников школьного музея. 

Предполагаемый результат: Достижение социальной компетентности обучающимися. Формирование образа нового человека, человека 21 века: тонкой души, человека, способного понять другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира, любить свою Родину, уважать традиции, приумножать историческое наследие, развитие  патриотических качеств.  

Все экспонаты в нашем музее разделены по разделам:

 

       

Первый раздел - этнографический раздел, показывающий жизнь и быт крестьян в прошлом. Когда смотришь на эти экспонаты, попадаешь в совсем другие времена. Каких только инструментов, предметов быта, обихода здесь нет - всё, чем пользовались сельские жители в своей жизни. Каждый экспонат имеет свою историю. И наши экскурсоводы с любовью рассказывают о них.

«Экспозиция народного хозяйства с. Новоникольское» представлена витриной сельскохозяйственной продукции. 

Ранее школьная пионерская организация носила имя Тамары Дерунец ( Детская организация МБОУ Новоникольской СОШ носит имя Тамары Дерунец). Во дворе школы к двадцатилетию Победы был установлен ей памятник. На открытие памятника приезжали мать и брат Тамары. 

Ежегодно на базе музея школы проводятся тематические экскурсии, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, презентациях школы. Ежегодно проводятся учебные занятия: «История села Новоникольское» - 2-4 классы, «Улицы моего села. Топонимика» - 2 класс, «История вещей» - 4 класс, «Герои в нашей жизни» - 5-6 класс, «Мы рождены быть патриотами» - 9 класс, «Школьник и война» - 7 класс, общешкольное мероприятие «Посидим по-хорошему» 5 – 9 классы, «История моей школы» 1-9 классы, проводятся ежегодно уроки мужества.

Активисты школьного музея увлечены своей деятельностью: экскурсионная работа организуется ими самостоятельно, учащиеся проводят исследования, прикасаясь к историческому времени, работая с людьми, которые сохранили историческую память. 

Bторой раздел - история села. Здесь представлены материалы по селу, об изменении его территории, материалы об односельчанах - героях труда, первых коммунистах и комсомольцах, о знаменитых людях нашего села. Богатые исторические материалы о родной деревне, о колхозе «Путь Ленина», о школе. Эти материалы помогают учителям воспитывать истинно патриотические чувства у школьников. Все эти представленные работы выполнены на основе фондовых источников музея, что отражает реализацию главной задачи школьного музея – посредством музейных экспонатов раскрывать историю села, боевого пути солдат военного времени, создавать библиографические описания односельчан.

Музей школы посещают жители села, дарят музею экспонаты. Частые гости нашего музея – это не случайность. Музей в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего – наш музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного – памяти истории.

Первый директор...
Первый директор школы
Первый состав п...
Первый состав педколлектива
Кузнецова Клавд...
Кузнецова Клавдия Степановна
Воспитательная ...
Воспитательная работа
Первый выпуск
Первый выпуск
От духовного к ...
От духовного к пище
Строительство ш...
Строительство школы
Герб школы
Герб школы
Грейфенгаген А....
Грейфенгаген А.А.
Герб и флаг ДЮО
Герб и флаг ДЮО

Фондовое пополнение музея осуществляется собственными силами: краеведами школы и жителями села, как условие деятельностного сотрудничества. Всю свою творческую деятельность учащиеся основывают на поисковой работе, связанной с различными источниками информации: архивными документами, фотографиями, книгами, заметками периодической печати, интервьюировании, анкетировании, наблюдении. Обращение к различным видам информации позволяет устанавливать более конкретную и обоснованную достоверность истории предметов, давать исторические оценки. Постепенно у школьников, в результате музейной работы происходит как бы переоценка ценностей: что не замечалось раньше, теперь наполняется новым смыслом, новым содержанием, старинные вещи приобретают в сознании учащихся совершенно новое звучание именно тогда, когда они с ними соприкасаются.

Третий раздел - это уголок боевой славы.  Здесь хранятся экспонаты военных лет: осколок снаряда, ствол пулемета, земля, привезенная школьниками с мест боев, где воевал наш односельчанин Герой Советского Союза Иван Иванович Фирсов. Это суровый раздел, который рассматриваешь с содроганием в сердце, с комком в горле. Здесь же есть и данные о работниках тыла, об их героическом труде во времена Великой Отечественной войны. Это фотографии и материалы а электронном виде, посвященные фронтовикам и труженикам тыла.

 

 

Краеведы школы организуют системно акции «Бессмертный полк», «Ветеран», «Милосердие»,  «Я – гражданин!». Составляются биографические описания участников Великой Отечественной войны.

Для нас, наследников Великой Победы, «Бессмертный полк» - это не просто акция, это символ величия человеческого духа, отваги, мужества, вечной славы и беззаветной любви к Отечеству и своему народу. 

Бессмертный пол...
Бессмертный полк
День Победы!
День Победы!
Бессмертный пол...
Бессмертный полк
Бессмертный пол...
Бессмертный полк
Бессмертный пол...
Бессмертный полк

Четвертый раздел «Ребята с нашего двора» рассказывает о жителях поселка, выпускниках школы, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, участниках боевых действий в Чеченской республике

Подготовлены экскурсоводы из учащихся по темам:

- Наши ветераны - участники Великой Отечественной войны.

- По местам боевой славы.

- История нашей школы.

Были организованы экскурсии: г. Тулу, г. Волгоград (места боевой славы),  г. Рязань, г. Санкт-Петербург, г. Воронеж, г. Тамбов.

В работе музея уделяется много внимания топонимическим сборам, выявляются микротопонимы, что имеет большое познавательно-информационное значение. Фондовое использование экспонатов и материалов находит отражение при написании исследовательских проектов учащихся, развитию индивидуальности личностного статуса детей (через поиск-исследование). По определённым проблемам определяется практичность их состояния, овладение  навыками анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования. На протяжении всего времени активисты нашего школьного музея активно сотрудничают со средствами массовой информации предоставляя сведения о поисковой работе,  встречах с ветеранами, публикуются сочинения учащихся, исследовательские проекты (фрагментарно), стихи учащихся. 

Научно-исследовательская работа. Руководителями и активом музея ведется работа с архивными документами, берутся интервью у старожилов села, проводится анализ и систематизация музейного материала. 

Поисковая работа позволяет собирать интереснейшую информацию. Встречи со старожилами села, его жителями создают особый влиятельный воспитательный аспект для учащихся. Созданная психологически-позитивная обстановка деятельностного сотрудничества определяет условия для радостного общения, своими впечатлениями делятся не только гости, но и ребята. Так, в результате взаимодействия,  на протяжении последних лет в музее школы созданы экспозиции: история села Новоникольского, история судеб отдельных личностей, история пионерской организации. Отзывы о посещениях музея эмоционально - позитивны.

Занимаясь краеведением, учащиеся в процессе поиска информации при взаимодействии с другими субъектами выражают свои жизненные ценности, становятся более ответственными в деятельности. Организуемая работа имеет практическую значимость; воспитывается  любовь и уважение к истории; чувства патриотизма, личной сопричастности к возрождению и духовному обновлению.