Согласовано

Зам. директора по ВР

 

______________/М.С. Хубулова/

 

 

«Утверждаю»

Директор

 МБОУ Новоникольской СОШ

______________/Л.Б. Чернышова/

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИ им. ТАМАРЫ ДЕРУНЕЦ

на 2019-2020 учебный год

 

Составила:
старшая вожатая МБОУ Новоникольской СОШ
Филиппова Елена Ивановна

 

Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. Именно в таком контексте представляется возможность понять сущность самоуправления, в том числе как феномена школьной действительности.

В режиме самоуправления взаимодействует общность людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные событийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности.

Жизнь школы, развивающей собственную гуманистическую воспитательную систему, насыщена различного рода событиями. Однако часто в них не происходит событие детей друг с другом, детей и взрослых, либо взрослые привыкли руководить и управлять детьми, их деятельностью, устраивать для них с их участием «мероприятия».

Для того чтобы в событии разворачивалось событие детей, их личностное развитие, мы представили детям возможность самоуправления собственной самостоятельной и совместной деятельностью.

Настоящий подход к проблеме школьного детского самоуправления предполагает принятие педагогическим сообществом следующих его оснований:

  1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
  2. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С.И. Гессен). Общественная жизнь школы, но и разнообразная клубная, кружковая деятельность школьников, взаимодействие  детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.
  3. Школьное  самоуправление – не специальная детская деятельность «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
  4. Детское самоуправление как сеть демократических, событийных отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных событий (КТД на уровне класса, временной творческой группы, школы).
  5. Возникновение системы внутришкольного самоуправления – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического  сообществ по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему детского самоуправления, ее можно лишь «выращивать».
  6. В ситуациях самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, - профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

Самоуправление направлено на руководство: разработку, принятие и осуществление решений, их анализ. Это своего рода самодеятельность в осуществлении власти, руководства. Именно от этой деятельности хочется больше всего творчества, учета всех интересов детей, всевозможных факторов детей, влияющих на формирование личности.

Самоуправление выполняет определенные функции:

  • обеспечение нормальной работы всех секторов, оптимальное решение задач с учетом интересов учащихся и учителей;
  • подготовка к выполнению обязанностей по участию в руководстве общественными делами, то есть приобретение каждым знаний, умений и навыков управленческой деятельности.

Ученическое самоуправление – это:

  • форма организованной жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельность принятий и реализации решений для достижения общественно-значимых целей;
  • организация деятельности школьного актива;
  • управление, которое осуществляется группой лиц, выбранных учениками;
  • группа детей, которые выполняют определенные обязанности по управлению ученическим коллективом. Эти обязанности определяются самими детьми при сотрудничестве с взрослыми;
  • способ организации жизнедеятельности детей и взрослых с максимальным учетом интересов учащихся и условий данного учреждения;
  • активный поиск проблем коллектива и их разрешение самими учащимися;
  • организация интересной школьной жизни при минимальном вмешательстве взрослых;
  • возможность для детей, применяя свои знания и умения, управлять собственной деятельностью самостоятельно;
  • хорошо спланированная организованная деятельность учащихся при помощи взрослого руководства;
  • подготовка ребенка к взрослой жизни;
  • коллективное решение тех или иных проблем совместно с администрацией школы;
  • способность и желание учеников выявлять проблемы ими и пытаться их решить.

Содержание программы

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Воспитательная система школы должна учитывать свою главную цель - идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора, и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой. Школьное самоуправление должно создать условия для самоуправления человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Под руководством опытных педагогов, дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности-человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир.

Наше самоуправление – это добровольное, самодеятельное самоуправляемое объединение детей и взрослых созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения ученического самоуправления и других формирований школы строится на партнерских началах на основе договора или согласия.

Главная цель работы ДО им. Тамары Дерунец - создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

ДО им. Тамары Дерунец ставит перед собой выполнение следующих задач:

  • воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;
  • развитие творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;
  • ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
  • организация и проведение коллективных и индивидуальных творческих дел;
  • развитие самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе через органы самоуправления.

Решению поставленных задач ДО им. Тамары Дерунец призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:

  • познавательное – развитие познавательных интересов через интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, тематические вечера, различные игры (КВН и т.д.), конференции, диспуты, встречи с интересными людьми;
  • ценностно-ориентационное, социально-правовое – усвоение нравственных норм жизни людей через знакомство учащихся с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся, знакомство с нормами поведения в школе и внутреннем распорядке, разработка законов и заповедей;
  • трудовое – воспитание труженика-созидателя, забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни;
  • художественно-эстетическое – воспитание носителя культуры творческой активности у детей, через выставки, фестивали, встречи, праздники, конкурсы;
  • спортивно-оздоровительное – создание условий для физического развития, здорового образа жизни; данное направление всегда привлекает внимание учащихся, если оно отвечает потребностям физического развития и интересам детей;
  • патриотическое – развитие активной, гражданской позиции, уважение к старшему поколению, патриотизм, бережное отношение к национальным традициям.

Структура ДО им. Тамары Дерунец и организация ее работы

Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности и организации в школе.

Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчётность и сменяемость коллектива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.

Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы коллектива.

Детская организация им. Тамары Дерунец состоит из пяти отделов самоуправления:

  1. Отдел культуры и досуга;
  2. Отдел науки и образования;
  3. Отдел здравоохранения и спорта;
  4. Информационный отдел;
  5. Отдел труда и правопорядка.

Во главе Отделов стоит Совет Дружины. Всеми органами и Советом дружины руководит Председатель.

Формирование отделов:

1.     В каждом классном коллективе (с 5-го по 11-й класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура и досуг, спорт, информация, порядок и труд.

2.     В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав  школьного Отдела (таким образом, в каждом школьном Отделе представитель каждого класса).

3.     На организационном  сборе Отделы выбирают Совет Дружины и определяют основные направления деятельности.

4.     Ежемесячно на заседании Отделов представители классов отчитываются о своей деятельности. Совет Дружины, в свою очередь, отчитывается о работе перед Председателем.

Председатель:

-  координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

- организует выпуск стенной газеты и участвует в выпуске школьной печатной газеты;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

- организует соревнование между классами;

- заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности органов управления.

Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются:

  1. Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
  2. Умение учащихся организовать деятельность коллективов.
  3. Осознание ответственности за достижение совместных целей.
  4.  Умение анализировать и определять программу на перспективу

Принципы деятельности:

Деятельность ДО им. Тамары Дерунец определяется принципами добровольности, гуманизма, самостоятельности, творческой активности и соревнования.

Заседания ДО проводятся два раза в месяц. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы, обсуждаются и утверждаются планы и отчеты о работе Отделов.

Символы и атрибуты

Школьное самоуправление имеет свой флаг, герб, гимн, эмблему.

Школьное самоуправление имеет право:

  1. привлекать школьников к организации мероприятий и праздников соответственно школьному календарю;
  2. содействовать решению конфликтных вопросов (участвовать в решении школьных проблем);
  3. пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученическим самоуправлением;
  4. представлять позицию учащихся в органах управления школой.

Школьное самоуправление обязано:

  1. осуществлять планирование деятельности школьного самоуправления на год;
  2. изучать и выражать мнения школьников по вопросам школьной жизни;
  3. размещать информацию о деятельности ученического самоуправления на стенде и школьных средствах массовой информации и школьных классных часах;
  4. вносить предложения в план воспитательной работы школы;
  5. регулярно вести соответствующую документацию.

ДЮО им. Тамары Дерунец ведется следующая документация:

  • План работы школьного самоуправления;
  • Протоколы заседаний органов самоуправления;
  • Диагностические данные;
  • Результаты воспитательного процесса.