Рабочая программа педагога - психолога 2019 - 2020 уч.г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Пояснительная записка

  1. 2.  Прогнозируемые результаты

3. Годовой план работы педагога – психолога 4.Литература

 

 

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • раннее   выявление    и    оказание   психологической   помощи               детям,           имеющим трудности в обучении и воспитании;
    • профилактика школьной и социальной дезадаптации;
    • консультативная   и    информационная   психологическая                                поддержка                    учащихся, родителей и педагогов;
      • повышение мотивации обучения у учащихся;
    • создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
    • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
      • формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
    • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
      • организация работы с детьми категории «одаренные»;
    • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;
  • адаптация и профориентация в старшем звене
  • сопровождение обучающихся с ОВЗ.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

-психолого-педагогическая диагностика,

-коррекционно – развивающая работа,

 

-психологическое просвещение и профилактика,

-психологическое консультирование,

-организационно-методическая работа.

 

 

 Содержание рабочей программы:

 Психолого-педагогическая диагностика

включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

  1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1)  действие смыслообразования;

2)  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

  1. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

-   целеполагание;

-   планирование;

-   прогнозирование;

-   контроль в форме сличения способа действия и его результата;

-   коррекция;

-   оценка;

-   волевая саморегуляция.

  1. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I   этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (комплекс методик по Семаго).
  2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II    этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
  2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)

III        этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9- 11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (3 четверть).

 

 

 Коррекционно –развивающая работа

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
  2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
  3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
  4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
  5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

 

1)                      младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

2)                       среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

3)                    старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

 Консультирование и просвещение

Составляют три направления:

  1. 1.  Работа с учащимися.
  2. 2.  Работа с родителями.
  3. 3.  Работа с учителями.

I       направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

-  а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

 

II            направление. Работа   с    родителями    заключается   в    проведении       групповых                      и индивидуальных форм консультации:

-  Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

-  Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

-  направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

 

 

 

III        направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

-  Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

-  Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого- педагогического сопровождения ребенка

Просветительская работа

- включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

-  направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

 

 

 Методическое и аналитическое направление

  1. 1.  Оформление документации:
    1. Пополнение   базы    данных    по    психологическому                         сопровождению учащихся различных категорий.
      1. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
      2. Разработка, подготовка и проведение:

 

  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • занятий с классными руководителями, учителями.
  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
  4. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  5. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
    1. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
    2. Анализ научной и практической литературы.
    3. Работа над темой самообразования.
  6. 2.  Оформление кабинета:
  • приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
    • изготовление         и         приобретение         наглядно-дидактического     и демонстрационного материала
    • оформление уголка психолога, стендов.
  1. 3.     Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.

 

 

Основные виды работ:

-работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с обучающимися.

Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

В рамках данной программы проводится следующая работа:

  1. Работа по подготовку детей к школьному обучению,

2. Работа по адаптации в 1, 5 , 10 классах, а также с новичками в школе, 3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено, 4.Работа с одаренными детьми,

5.Работа с детьми с ОВЗ,

 

4. Профориентационная работа, 5.Подготовка к итоговой аттестации, 6.Работа с родителями,

  1. Работа с неблагополучными семьями, 8.Работа с детьми «группы риска».

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностическика и коррекционно – развивающая работа

 Младшее звено (7-10 лет):

  • успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
  • повышение уровня учебной мотивации;
    • базовые         способности        к         самопознанию        и        познанию                      других;
    • способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
    • формирование положительного образа своего «Я»;
    • формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
    • положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
    • положительные отношения со сверстниками и учителями.

 Среднее звено (11-15 лет):

  • способности      и      стремление      к       самопознанию      и       познанию                            других;
    • высокий           уровень           развития           самоконтроля,                          самодисциплины;
    • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
      • адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
      • стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
        • осознание важности и смысла процесса обучения;
        • стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
        • осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

 

 

 Старшее звено (16-18 лет):

  • способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
    • профессиональное и жизненное самоопределение;
      • умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
      • стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
      • стремление   и   умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
        • психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
        • активная и позитивная жизненная позиция.

 

 

 

Консультатирование

  • Информирование    учителей    и    родителей    о    возрастных    и                                 индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация    сотрудничества    и    формирование    установки                     ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просвещение

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методическая и аналитическая работа

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА 2019/20 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 План работы по подготовке к школьному обучению

 Цель: выявить уровень готовности детей к школе, создание условий для развития необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно- потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.

 

 

 

 

мероприятие

участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика       психологической                             готовности ребенка к обучению в школе.

Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»,

Методика «Тест различения фонем»,

Методика «Тест копирования бессмысленных слогов»,

Методика «Графический диктант», Методика «Тест словаря»,

Методика   «Тест   кратковременной                    памяти и умозаключений»,

Наблюдение с целью определения умственной

дошкольники

апрель

 

 

активности ребенка.

 

 

2.

Анкетирование   родителей   (история                              развития ребенка)

Родители

дошкольников

апрель

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Мини –лекция «Что такое готовность к школе»

Родители

дошкольников

апрель

2.

Разработка и дача рекомендаций родителем по подготовке детей к школе.

Родители

дошкольника

май

3. Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение групповых занятий по программе

«Скоро в школу»

дошкольники

апрель-май

4.Аналитическая работа

1.

Заключение по результам психодиагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации в 1 классе

 

 

 Цель:создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика 1 срез (октябрь – ноябрь)

1.

Психодиагностика УШГ (уровня школьной                                 готовности) поступающих в 1-е классы ( диагностический                                            комплекс Семаго М.М. )

- Задание № 1 «Продолжи узор»;

-Задание    №    2    «Сосчитай                   и сравни»;

-Задание № 3 «Шифровка»;

-Задание № 4 «Слова»;

-Задание      №      5                      «Нарисуй человека»

(Личностные,                             познавательные,

1 класс

сентябрь

 

 

регулятивные, коммуникативные)

Минимизация школьных рисков, формирование благоприятного адаптационного фона

 

 

2.

Диагностика                    развития произвольности по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант»

(Регулятивные (самоконтроль) ).

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

1 класс

октябрь

3.

Методика            экспресс            - диагностики интеллектуальных способностей дошкольников МЭДИС

(Познавательные (осведомленность))

Ориентировочное обследование уровня                        интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.

1 класс

октябрь

4.

Выявление                           уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» (Личностные              (внутренняя

позиция                                     школьника, самоопределение))

Выявление                           уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения

1 класс

октябрь

5.

5. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

(Личностные (самооценка))

Выявление                           уровня сформированности самооценки младшего школьника

 

Ноябрь

 

6.

Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А.

«Рукавички» (Коммуникативные (кооперация))

Выявление                           уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе осуществления сотрудничества

1 класс

Ноябрь

7.

7.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

(Познавательные

Регулятивные Коммуникативные)

1 класс

ноябрь

Психолого – педагогическая диагностика 2 срез (апрель – май)

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых                                  консультаций

родителей                        будущих первоклассников

Родители первоклассников

По запросу Май-сентябрь

2.

Родительское    собрание    «Мой ребенок – первоклассник»

Родители первоклассников.

1 четверть

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия              с обучающимися, испытывающими         временные трудности периода адаптации

(Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные)

Программа «Я – первоклассник»

Снизить в период адаптации тревожность,                                           научить

пользоваться                                    поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.

1 класс

Ноябрь-аперель

2.

Групповые          занятия          по программе     «Учись     Учиться»

 

Сентябрь - Май

 

 

(Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные) Сентябрь - Май

Развитие        самосознания        и рефлексивных способностей

 

 

4.Аналитическая работа

I этап

Ноябрь по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

II этап май по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

 

 План психолого-педагогического сопровождения для 5-х классов

 

 

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Изучение   периода                    адаптации

учащихся         по                          методике Александровской.

Обучающиеся                             5 класса

I этап

сентябрь–

 

 

 

октябрь

 

(Познавательные УУД

 

II этап Апрель– май

 

Регулятивные УУД

 

 

 

Коммуникативные УУД)

 

 

 

Предполагаемый результат: создание условий  для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

 

 

2.

Тест    школьной            тревожности Филлипса

Обучающиеся                             5 класса

Ноябрь

 

(Личностные УУД)

 

 

 

Предполагаемый                                     результат: Определение уровня школьной

 

 

 

 

тревожности.

 

 

3.

Методика                 самооценки В.Н.Ковалева.

(Личностные УУД)

Предполагаемый        результат: изучение самооценки.

Обучающиеся класса

5

Октябрь (мониторинг)

–апрель

4.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

(Личностные УУД)

Предполагаемый результат: изучение            мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Обучающиеся класса

5

Октябрь

5.

Прогрессивные           матрицы»

Равена (Познавательные УУД)

Предполагаемый результат: определение                       темпа работоспособности.

Обучающиеся класса

5

Ноябрь (мониторинг)

-апрель

6.

Личностный                 опросник Кеттелла в модификация Л.А.

Ясюковой (Регулятивные УУД)

Обучающиеся класса

5

Ноябрь

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых             консультаций родителей пятиклассников.

Родители

пятиклассников

По запросу ноябрь–май

2.

Родительское (презентация) пятиклассников

условиям учебы»

собрание

«Адаптация к       новым

 

по     плану руководителя

классного

3.

Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

«Первый раз в новый класс»

«Трудности       адаптационного

Педагоги

работающие в 5-м классе

сентябрь-май.

             

 

 

периода»

«Психологические особенности младшего                            подросткового возраста».

 

 

Предполагаемый результат: повышение                                  готовности педагогов к работе в новом детском коллективе

 

 

Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия      с                   обучающимися, испытывающими                   временные трудности периода адаптации

Обучающиеся                             5 класса

испытывающие трудности            в период адаптации

Ноябрь - апрель

 

(Личностные УУД

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

ПознавательныеУУД)

 

 

 

 

Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность,                                       научить

пользоваться                                  поддержкой

окружающих,                                    оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

 

 

2.

Программа «Ты не один»

Обучающиеся     5

класса

сентябрь

 

(Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД ПознавательныеУУД)

 

 

 

Предполагаемый результат: развитие     основных                    качеств личности

 

 

3.

Программа              «Я                                  – пятиклассник»

(Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД ПознавательныеУУД)

Обучающиеся                             5 класса

Декабрь

 

Предполагаемый результат:

 

 

 

 

развитие навыков уверенного поведения,

-развитие коммуникативных навыков,

-сформировать                                     основные представления о жизни обучающихся среднего звена.

 

 

Аналитическая работа

 

Написание                                      справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

 

В течение года

 

 

 Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса

 

 

 

Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Методика    Кондаша                     «Шкалы социально-ситуационной тревоги»

 

 

(Выявить                                        уровень ситуационной, межличностной, самооценочной тревожности)

10 класс

октябрь

2.

Методика                                      изучения эмоционального напряжения.

(Выявить                                        степень эмоционального напряжения десятиклассников в период адаптации.

10 класс

октябрь

3.

Диагностика       9-х       классов

«Готовность к переходу в 10-й класс».

9 класс

февраль

 

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных иконсультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.

Родители

Педагоги           10

класса

Октябрь ноябрь

2.

Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.

10 класс

В течение года

3.

Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий

10 класс

Сентябрь - ноябрь

4.

Лекции и беседы с родителями

Родители          10

класса

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

1.

Индивидуальная работа с учащимися по коррекции и развитию                        познавательной, эмоционально-волевой                           и личностной сферы.

10 класс

В течение года (по запросу и результатам диагностики)

Аналитическая работа

 

Написание                                      справок, заключений.

Предполагаемый результат: анализ условий  адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

 

В течение года

 

 Сопровождение готовности учащихся 4 класса при переходе на уровень основного

 общего образования

 Цель:профилактика проблем адаптации на уровне основного общего образования

 

Мероприятия

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

Диагностика готовности учащихся к переходу в среднее звено.

1.

Методика «Уровень школьной мотивации»

(Мотивация учебной деятельности)

4 класс

март

2.

Методика         «Определения                           умственного развития»

(познавательная сфера)

4 класс

март

3.

Методика «Слова»

4 класс

март

 

 

(Познавательная сфера)

 

 

4.

Методика «Умение считать в уме»

(Познавательная сфера)

4 класс

март

5.

Методика «Три оценки»

(Самооценка, уровень притязаний)

4 класс

март

6.

Методика «Экспертная оценка психолого – педагогического статуса ученика на этапезавершения обучения в начальной школе»

(Сформированность учебных действий и умений)

педагог 4 класса

март

Консультационная и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.

Родители         4

класса

апрель

Коррекционно – развивающая работа

1.

Развивающее занятие «Впереди у нас 5 класс»

4 класс

апрель

Аналитическая работа

1.

Обработка полученных данных

 

 

2.

Составление     психолог     –                          педагогического заключения и прогноза развития

 

май

 

 План работы педагога – психолога по взаимодействию

 с тревожными обучающимися

 Цель:выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Мониторинг                                           уровня

тревожности                                 обучащихся школы:

-Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

1,3, 4 классы

сентябрь

2.

Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);

5, 6, 8 классы

сентябрь

3.

Методика     Кондаша                      «Шкалы тревожности»

9 – 11 классы

сентябрь

 

4.

Мониторинг                                             уровня

тревожности                                    обучащихся школы:

1, 3, 4 классы

апрель

 

-Методика А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

 

 

 

 

-методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» (2-8 классы);

5, 6, 8 классы

 

 

2. Методика Кондаша «Шкала тревожности»

 

9, 11 классы

 

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями,                              педагогами, обучающимися

Все               участники образовательного процесса

По запросу сентябрь-май

2.

Беседа «Понятие «тревога» и

«тревожность».                                  Причины развития тревожности у детей. Как помочь тревожному ребенку».

Родители

3 четверть

2.

Рекомендации для родителей в форме буклетов

Родители тревожных обучающихся

1 четверть

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающая программа для подростков

(с            высоким               уровнем тревожности)

«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

6-9 классы

ноябрь

2.

Групповые и индивидуальные занятия с элементами арт- террапии по преодолению страхов с обучающимися имеющими высокий уровень тревожности

1, 3, 4 классы

ноябрь

4.Аналитическая работа

I этап

Ноябрь по результатам диагностики

II этап май по результатам диагностики

 

 План работы с одаренными детьми

 Цель:создание условий равных возможностей развития личности различным категориям учащихся посредством их социальной адаптации в социуме.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогичея диагностика

1.

Диагностика умственного развития (методика ШТУР)

8-11 классы

март

2.

Диагностика       интеллектуального                             развития (методика Э. Ф. Замбицявичене)

2-4 классы

октябрь апрель

2. Консультационная и просветительская работа

1.

Индивидуальные консультации

«Интеллектуальные           способности»                                              по результатам диагностики

родители,

педагоги, учащиеся

по запросу

2.

Индивидуальные консультации

по      результатам      диагностики          «Проблемы одаренных детей»

родители

в течение года

3.Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам диагностики

 

ноябрь

апрель май

         

 

 Работа по профориентации

Цель: формирование условий для самостоятельного самоопределения личности в системе жизненного целеполагания; ознакомление с миром профессий; изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности; ознакомление с правилами выбора профессии; мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Первичная диагностика

Анкета        «Изучение                     профессиональных намерений старшеклассника»

9-11 классы

1 четверть

2.

Профдиагностика Методика ДДОКлимова,

9                 -

11классы

декабрь

 

3.

Диагностика         интересов,                               склонностей Методика Голомштока «Карта интересов»

9       -       11

классы

декабрь

4.

Диагностика индивидуально-личностных характеристик (опросник по изучению типа темперамента) методика Айзенка

8 класс

декабрь

5.

Диагностика профессиональных склонностей (опросник Л.Йовайши, модификация Г.В.Резапкиной)

9-11 классы

февраль

Консультационная и просветительская работа

1.

Реализация                программы                                   «Мой профессиональный выбор»

9 класс

В течение года

(34              групповых занятия)

2.

Проведение   индивидуальных   и                        групповых консультаций по профориентации

Родители

9-11 классы

В течение года

3.

Проведение    занятий    по    основам                        выбора профессии:

-Занятие «Основы выбора профессии»

10 класс

3 четверть

4.

Работа по программе

11 класс

В течение года

Аналитическая работа

 

Заключение по результатам психодиагностики

 

 

 

 Работа по подготовке к итоговой аттестации

Цель: психопрофилактика экзанаменациооного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика                                       самочувствия, активности и настроения. Методика САН

9, 11 класс

январь

2.

Диагностика     уровня                           тревожности

«Шкалы    социально   –ситуационной тревоги Кондаша»

9, 11 класс

январь

3.

Диагностика                                    мотивационной направленности личности на достижение успеха. Методика Т. Элерса.

9, 11 классы

январь

4.

Изучение                                       эмоциональной напряженности

9, 11 классы

январь

 

Консультационная и просветительская работа

1.

Работа по программе для выпускников в период подготовки к экзаменам «Путь к успеху» Н. Стебеневой, Н. Королевой.

9, 11 классы

3-4 четверть

2.

Выступление на родительском собрании «Психологический комфорт в семье во время экзамена»

Родители выпускников

3 четверть

3.

Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Все участники образовательного процесса

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

 

Индивидуальная                                 коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.

Учащиеся имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.

По необходимости

Аналитическая работа

 

Заключение          по                               результатам психодиагностики

 

 

 

 Работа с родителями

Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика уровня потребности родителей  в                             психолого- педагогических знаниях; уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей.

Методика Р. В. Овчаровой; Методика И. А. Хоменко.

Родители            1-11

классов

1 четверть

Консультационная и просветительская работа

1.

Индивидуальные консультации

Родители

1-11 классов

В течение года по запросу

2.

Интерактивная           лекция                                     с

Родители

1 четверть

 

 

элементами                                        диагностики

«Родителям о первоклассниках»

первоклассников

 

3.

Беседа с элементами игровой ситуации «Формирование личности в младшем школьном возрасте»

Родители первоклассников

1 четверть

4.

Деловая игра «Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника»

Родители первоклассников

2 четверть

5.

Беседа с элементами игровой ситуации «Учение – основной вид деятельности                                        младшего школьника»

Родители первоклассников

2 четверть

6.

Интерактивная лекция с видео сюжетами «Игра и труд в жизни младшего школьника»

Родители первоклассников

3 четверть

7.

Тренинг детско – родительских отношений                                  «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника»

Родители первоклассников

3 четверть

8.

Беседа «Организация летнего отдыха и формирование навыков безопасного поведения»

Родители первоклассников

4 четверть

9.

Интерактивная           лекция                                     с элементами диагностики «Третий класс как становление «образа Я»

Родители третьеклассников

2 четверть

10.

Лекция с элементами деловой игры

«Дружба    в    младшем                   школьном возрасте»

Родители третьеклассников

3 четверть

11.

Беседа с элементами игровой ситуации «Беседа с элементами игровой ситуации»

Родители третьеклассников

4 четверть

12.

Интерактивная           лекция                                     с элементами                                                     диагностики

«Окончание обучения в начальной школе».

Родители четвероклассников

1 четверть

13.

Лекция «Развитие у детей самостоятельности                                                       и ответственности».

Родители четвероклассников

2 четверть

14.

Лекция       «Развитие       у                   детей эстетических способностей»

Родители четвероклассников

2 четверть

15.

Беседа «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

Родители четвероклассников

3 четверть

 

16.

Беседа                                «Профилактика дезадаптации к обучению в основной школе»

Родители четвероклассников

3 четверть

17.

Беседа        «Совместный                    отдых родителей и детей»

Родители четвероклассников

4 четверть

18.

Интерактивная           лекция                                     с элементами                                                     диагностики

«Подростковый возраст»

Родители 5-6 классов

1 четверть

19.

Беседа с элементами игровой ситуации                                  «Особенности познавательной сферы подростка»

Родители 5-6 классов

2 четверть

20.

Лекция с элементами деловой игры

«Особенности                                      темперамента школьника – подростка»

Родители 5-6 классов

2 четверть

21.

Беседа    «Влияние   мотивации               на успешность обучения школьника»

Родители 5-6 классов

3 четверть

22.

Лекция                                  «Формирование самосознания подростка»

Родители 5-6 классов

3 четверть

23.

Лекция «Социализация ребенка в семье»

Родители 5-6 классов

4 четверть

24.

Беседа «Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции»

Родители 5-6 классов

4 четверть

25.

Лекция    «Формирование   воли                 в подростковом возрасте».

Родители 8 класса

1 четверть

26.

Беседа     «Воспитание                 характера школьника»

Родители 8 класса

2 четверть

27.

Лекция с элементами деловой игры

«Самооценка         школьника                                – подростка».

Родители 8 класса

2 четверть

28.

Беседа         «Взаимодействие                     с тревожными детьми»

Родители 8 класса

3 четверть

29.

Лекция     с     анализом                  ситуаций

«Ориентация       школьников                              на ценности семьи»

Родители 8 класса

3 четверть

30.

Беседа «Духовно – нравственное развитие школьников»

Родители 8 класса

4 четверть

31.

Лекция «Общение в семье»

Родители 8 класса

4 четверть

32.

Лекция        «Основная                     ступень образования»

Родители 9 класса

1 четверть

33.

Беседа   «Конфликты   и   пути               их

Родители 9 класса

2 четверть

 

 

решения»

 

 

34.

Лекция    «Содружество    семьи                 и школы»

Родители 9 класса

2 четверть

35.

Беседа    «Детско   –               родительские отношения»

Родители 9 класса

3 четверть

36.

Лекция                                       «Воспитание толерантности подростка»

Родители 9 класса

3 четверть

37.

Лекция    «Суициды    как                 крайняя форма отклоняющегося поведения»

Родители 9 класса

4 четверть

38.

Презентация     «Семья     и                           выбор подростка»

Родители 9 класса

4 четверть

39.

Лекция     «Особенности                 развития старшеклассника»

Родители 10 класса

1 четверть

40.

Лекция «Стили и методы воспитания старшеклассника в семье»

Родители 10 класса

2 четверть

41.

Беседа «Психологическое здоровье и индивидуально – типологические особенности старшеклассников»

Родители 10 класса

2 четверть

42.

Лекция «Культура речевого общения. Общение в социальных сетях»

Родители 10 класса

3 четверть

43.

Беседа с элементами игровой ситуации               «В                                семье старшеклассница»

Родители 10 класса

3 четверть

44.

Презентация                                     «Воспитание семьянина: сущность и основные направления»

Родители 10 класса

4 четверть

45.

Лекция                         «Профессиональное самоопределение и ожидания родителей»

Родители 11 класса

1 четверть

46.

Лекция «Успешность обучения и здоровье ребенка»

Родители 11 класса

2 четверть

47.

Лекция          «Благодарность                       и прощение с позиции юношества»

Родители 11 класса

2 четверть

48.

Беседа            «Химические                        и нехимические                        зависимости старших школьников»

Родители 11 класса

3 четверть

49.

Беседа «Ответственное отношение к собственной жизни».

Родители 11 класса

3 четверть

50.

Беседа   «Помощь    родителей               как

Родители 11 класса

4 четверть

 

 

фактор социализации»

 

 

51.

Презентация «Подготовка и проведение                                   праздничных мероприятий по окончании обучения»

Родители 11 класса

4 четверть

 

Общешкольное                                       родительское собрание

Родители       1-                       11 классов

 

Аналитическая работа

 

Заключение        по                             результатам психодиагностики

 

 

 

 Работа с неблагополучными семьями

Цель: оказание помощи неблагополучной семье; оказание консультативной помощи специалистами школы родителю; гармонизация детско – родительских отношений.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление неблагополучных семей.

Составление карты неблагополучной семьи. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

Семьи обучающихся

сентябрь

2.

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Неблагополучные семьи

сентябрь

 

Координационная деятельность со всеми                         заинтересованными организациями.

Совет                  по

профилактике

Классный руководитель

Участковый Инспектор

постоянно

Психолого – педагогическая диагностика

 

Методика «Стили семейного воспитания»

(Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций).

Неблагополучные семьи

октябрь

 

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия

Неблагополучные семьи

ноябрь

Консультационная и просветительская работа

1.

Знакомство  родителя  с Уставом ОУ,

Правилами     поведения                        учащихся,

Неблагополучные

октябрь

 

 

единым требованиям в школе

семьи

 

2.

Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи.

Неблагополучные семьи

постоянно

Профилактическая работа

1.

Беседа «Вредные привычки ребенка и родителя»

Неблагополучные семьи

1 четверть

2.

Беседа      «Совместное                 проведение свободного времени»

Неблагополучные семьи

2 четверть

3.

Беседа «Личный пример родителей»

Неблагополучные семьи

3 четверть

4.

Беседа                                      «Профилактика правонарушений»

Неблагополучные семьи

4 четверть

5.

Проведение часов общения «О правах ребенка и обязанностях родителей»

Неблагополучные семьи

1 четверть

6.

Индивидуальные консультации

Неблагополучные семьи

по запросу

по необходимости

Аналитическая работа

 

Составление      банка      данных                            о неблагополучных семьях

 

 

 

 Работа с детьми «группы риска»

Цель -    формирование    условий    равных    возможностей    для    всех                обучающихся, гармонизация личности детей склонных к отклоняющемуся поведению.

 

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление группы риска

и

учет     учащихся

Обучающиеся школы

сентябрь

2.

Изучение личных дел

Дети риска»

«группы

В течение года

3.

Контроль      над                      посещаемостью занятий детей «группы риска»

Дети риска»

«группы

постоянно

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Оформление индивидуально – диагностических карт на «трудных детей».

Дети риска»

«группы

По необходимости

мере

2.

Изучение особенностей

признаками

 

индивидуальных развития    детей,                   с

отклоняющегося

Дети риска»

«группы

 

 

 

поведения.

 

 

3.

Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение

Дети риска»

«группы

 

Консультационная и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями.

Педагоги школы

В течение года

2.

Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей (по запросам)

Все                  участники образовательного процесса

В течение года

3.

Рекомендации   родителями                            вновь прибывших учащихся.

родители

По необходимости

мере

4.

Групповая консультация родителей по            результатам            диагностики

«Трудный возраст»

Родители          детей

«группы риска»

2 четверть

5.

Рекомендации для учителей, работающих с учащимися 1,2,5,10- х классов «Адаптация детей к школе и психолого-педагогическая поддержка                                      учащихся дезадаптантов».

Педагоги

дезадаптированных детей

2 четверть

6.

Беседа                                                «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем              и                                другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».

Дети риска»

«группы

1 четверть

7.

Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида.

Дети риска»

«группы

По необходимости

мере

8.

Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные                                 особенности

развития,                              профилактика наркомании, курения, алкоголизма)

Дети риска»

«группы

3 четверть

 

Индивидуальные консультации с учащейся (анализ собственного поведения,                        законопослушное поведение)

Дети риска»

«группы

В течение года

 

Информирование ребенка об его правах и обязанностях

Дети риска»

«группы

В течение года

 

Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение                                   коррекционных занятий с «трудными детьми».

 

по                        мере

необходимости

Аналитическая работа

 

Заключение        по                             результатам диагностики

 

 

 

Заполнение карты личности детей

«группы риска»

 

 

 

 Работа по профилактике

Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.

 

мероприятие

Участники

Сроки проведения

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Анкетирование «Компьютер и Я»

2-11 классы

1 четверть

2.

Анкетирование привычкам»

«Мое

отношение

к

вредным

5       –

классы

11

2 четверть

3.

Анкетирование «Ребенок и ПАВ»

Родители 5-

11 классов

3 четверть

4.

Анкета «Отношение к наркотикам»

9       –

классы

11

4 четверть

Консультационная и просветительская работа

1.

Консультация «Воспитание будущих родителей» Для мальчиков

Для девочек

9       –

классы

11

1 четверть

2.

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни»

5-11 классы

2 четверть

3.

Беседа с созданием буклетов «Курить не модно»

9 класс

3 четверть

4.

Групповое    профилактическое   занятие                      «День отказа от курения»

5,       6,

классы

8

 

5.

Групповые занятия, беседы, круглые столы по профилактике употребления ПАВ:

«Быть ответственным, значит…»,

«Не допустить беды»,

«Молодежь выбирает здоровый образ жизни»,

«Компьютер – мой помощник и друг»

5-11 классы

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

                 

 

 

Проведение       коррекционных      занятий                           по необходимости

 

 

Аналитическая работа

 

Заключение по результатам диагностики

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
    1. Асмолова    А.Г.,   Солдатова    Г.У.,    Макарчук   А.В.                    Искусство               жить   с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
    2. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
    3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
    4. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
      1. Батаршев    А.В.    Диагностика   черт    личности    и                    акцентуаций.              –         М.: Психотерапия, 2006.
      2. Белинская   Е.В.    Сказочные   тренинги   для   дошкольников                     и        младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
        1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
        2. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
        3. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
        4. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
          1. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
          2. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
          3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
          4. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
            1. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
            2. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
              1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
              2. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
              3. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
              4. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
                1. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2009.
                2. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
                  1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
                  2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
                    1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
                    2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
                    3. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
                    4. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
                    5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
                    6. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
                      1. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
                      2. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
                        1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
                        2. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
                          1. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
                          2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
                            1. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
                            2. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.

 

 

 

– М.: Академический проект, 2004.

  1. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
    1. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
    2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
      1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
      2. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
        1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
        2. Самоухина      Н.В.       Практический      психолог      в                         школе:  лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
        3. Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.
        4. Соловьва   О.Ю.   Найди    свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
        5. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
        6. Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.
          1. Федеральный    государственный    образовательный                            стандарт                   основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
          2. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
            1. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
            2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
            3. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
            4. Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.
              1. Шадриков    В.Д.,   Дударева   В.Ю.    и   др.    Диагностика                     познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
              2. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
                1. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр- коррекций. – М.: Новая школа, 1993.