Программа индивидуального сопровождения ребенка начальной школы с трудностями в обучении

В настоящее время система  образования столкнулась с проблемой роста числа трудностей в обучении школьников по данным различных исследований трудности в обучении испытывают до 40%  начальной школы. Более половины неуспевающих начальной школы характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебро-огранического генеза. Все чаще встречаются дети с синдромом гиперподвижности и дефицита внимания, но еще больше в школе детей с нарушениями речи различной степени тяжести.

Структура дефекта подчас столь сложна, что разобраться в ней можно лишь с применением большого числа методик. Но в целом можно выделить основные, требующие обязательной коррекции сферы познавательной деятельности  ребенка:

  1. внимание
  2. память
  3. восприятие
  4. мышление
  5. речь
  6. самоконтроль.

Все это активно формирующиеся в начальной школе процессы и если нет достаточной базы в дошкольном детстве – формирование на новом уровне будет нарушено.

Поэтому система занятий, направленная на преодоление трудностей обучения в начальной школе должна состоять из упражнений тренирующих каждый вышеперечисленный элемент.

 

Цель: преодолеть трудности в обучении детей начальной школы

Задачи:

  1. 1.    развитие положительного отношения к школе
  2. 2.    развитие познавательных процессов
  3. 3.    социализация ребенка

 

 

Этапы программы:

                          I.     диагностика индивидуальных проблем в обучении

                       II.     формирование индивидуального плана занятий

                    III.     системная работа по индивидуальному плану

                    IV.     итоговый контроль

 

 

 

 

 

                         I.     Диагностика индивидуальных проблем в обучении

В целях диагностики  рекомедуется использовать следующие методики:

Диагностика развития внимания:

                   - Корректурная проба Бурдона

                   -Таблицы Шульте

- Методика Пьерона – Рузере

Диагностика развития памятия:

- Методика «Оперативная память»

-Методика «Долговременная Память»

-Методика 10 слов

-Методика «Запомни пару»

-Методика «Опосредованное запоминание»

Диагностика развития мышления

- Методика «Четвертый лишний»

-Методика «Установление последовательности событий»

-Методика исследования понятия сохранения

-Методика «Домино»

Диагностика развития речи

-Методика Эббингауза

-Исследование фонематического слуха

-Исследование объема словарного запаса

-Расскажи сказку

Диагностика сформированности навыков самоорганизации и самоконтроля

-Методика «Домик»

-Графический диктант

-Рисование по точкам.

Все эти методики широко известны, но можно обратиться к книге

 А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.

 

 

 

                      II.     Формирование индивидуального плана занятий

Формирование индивидуального плана коррекции происходит на основе итогов диагностики, методики для проведения диагностики указаны выше. План формируется на следующих принципах:

-Занятия должна проходить с ноября по апрель

-Занятия проводятся1 раз в неделю

-Занятия проводятся во второй половине дня, после обеда и прогулки и продолжаются не более 30 минут.

-Занятие не должно содержать выполнение домашних заданий или содержать в себе элементы натаскивания на определенные школьные правила.

-В занятии должны чередоваться упражнения на формирование различных познавательных навыков и проходить преимущественно в игровой форме

 

                   III.     Системная работа по индивидуальному плану

Работа по программе  условно делится на блоки, продолжительностью 2 месяца, в конце каждого блока проходит диагностика, по итогам которой ребенок может быть освобожден от дальнейших занятий.

На последней неделе декабря и  на второй неделе февраля ребенок освобождается от занятий, так как это периоды спада интеллектуальной и физической активности человека, а значит -  ребенка не следует перегружать.

Основное содержание занятий:

-Упражнения на развитие познавательной сферы ребенка

-Упражнения на развитие речи и мыслительной деятельности

-Упражнения на преодоление личностных проблем ребенка

 

                     IV.     Итоговый контроль

 Как только диагностика покажет сформированность необходимых навыков, занятия можно прекратить и написать заключение, где дать  рекомендации педагогу по дальнейшей работе с ребенком на уроке.

Для диагностики применяется уже указанный набор методик

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Габдракипова В.И.,Эйдемиллер Э.Г. «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью(с учетом их половых различий). Программа, методические рекомендации. – М.: УЦ»Перспектива», 2009
  2. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.\
  3. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. А.А.Шабанова – Волгоград: Учитель, 2006
  4. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет.
    М.: ТЦ Сфера, 2001
  5. Г.А. Широкова, Е.Г Жадько Практикум детского  психолога  / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2005
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие:В 2 кн. – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
  7. Газета «Школьный психолог» Изд. «Первое сентября»