ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2019-2020 учебный год.

Утверждаю ___________2019 г.
Директор школы МБОУ  Новоникольская СОШ
_____________      Л.Б.Чернышова
 ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО  ОБУЧЕНИЯ
МБОУ Новоникольская СОШ
2019-2020 учебный год.
 ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ  Белоусова В.А. 

                                      

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения. С одной стороны, профильное обучение- это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой- это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, создать проблемы для дальнейшего целеполагания. Для того, чтобы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения, в 9 классе создаётся система предпрофильной подготовки. На всех этапах учащимся необходима помощь специалистов.

Наряду с этим, существуют и другие объективные учебные проблемы.  Для современного состояния обучения характерны следующие негативные тенденции: снижение активности школьников в старших классах, замедление их социализации из-за излишней опеки со стороны родителей и школы. В этой связи становится актуальной задача подбора индивидуальных методов и технологий, соответствующих индивидуальным особенностям учащихся и  предотвращающих перегрузки и негативное развитие личности. Использование индивидуального подхода и здоровьесберегающих технологий необходимо на всех этапах обучения, а при переходе на профильное обучение – особенно.

Решением данных проблем является создание системы психолого - педагогической  поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки и перехода на профильное обучение.

Работа в данном направлении базируется на следующих нормативных документах:

- Концепция модернизации российского образования.

- Концепция профильного обучения на старшей ступени профильного образования,

- Письмо РФ от 20.08.2003 № 03-51-157/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

- Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16.

 ЦЕЛИ:

1.Координация усилий администрации, педагогов, учащихся и их родителей для осознанного выбора учащимися образовательного и профессионального маршрута, самоопределения и саморазвития.

2.Создание условий для успешной социализации учащихся после окончания учёбы.

3.Сохранение физического и психического здоровья учащихся.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать осознанному выбору дальнейших путей обучения с опорой на свои возможности.

2. Помогать учащимся в решении актуальных проблем развития и обучения, самоопределения и социализации.

3. Формировать продуктивные способы взаимодействия в коллективе и в обществе.

4. Повышать мотивацию обучения, формировать осознанные и доступные перспективные цели.

5. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, родителей и учащихся.

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ:

1.Организация всестороннего изучения профессиональных и личностных особенностей детей, их профессиональных интересов и склонностей.

2. Построение индивидуального образовательного маршрута.

3.Введение здоровьесберегающих технологий в обучение, индивидуальный подбор методик и технологий.

4.Формирование установок на здоровый образ жизни.

5.Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

 СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:

 І этап. Подготовка к выбору профиля обучения.

 5 классы - Адаптация в среднем звене. Формирование статуса ученика.

 6 классы - Изучение индивидуальных личностных особенностей учащихся. Формирование позитивного самовосприятия и мотивации обучения.

7 класс - Развитие учебных навыков, способности к самоанализу и самоконтролю.

8 классы - Информирование учащихся о мире профессий и профессиональных качествах. Развитие познавательного интереса.

ІI этап. Предпрофильное обучение.

9 классы - Активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения. Содействие осознанному выбору профиля обучения.

ІІІ этап. Профильное обучение.

10 класс

- Осознание профессиональных интересов и склонностей.

Развитие личностных качеств, необходимых для выбранного профиля.

Углублённое изучение предметов по профилю.

11 классы

- Осознание жизненных ценностей и смысла профессиональной деятельности.

Содействие в создании адекватного образа профессии.

Подготовка к ЕГЭ и поступлению в учебные заведения.