Родителям

Родителям. Тревожные признаки – сигналы самоубийственного настроения у подростков.

Тревожные признаки – сигналы  самоубийственного настроения у подростков

- изоляция или отстранение от людей, особенно от близких друзей;

- внезапная или постепенная потеря интереса к своей внешности;

- изменение оценок, отношения к учебе, невыполнение заданий,

- внезапно начавшиеся прогулы — особенно если раньше не наблюдалось ничего похожего;

- потеря веса и аппетита, внезапно пробудившийся аппетит превосходящий нормальный или обычный;

- бессонница или продолжительный сон;

- постоянная или внезапная самокритика, низкая самооценка, чувство никчемности, ненужности;

- озабоченность смертью, процессом умирания;

- резкая потеря к прежним занятиям;

- неожиданная склонность к несчастным случаям;

- резкие внезапные перемены в личности подростка или юноши, повлекшие апатию, депрессию, вялость;

- неожиданная раздражительность, приступы ярости, гнева, ненависти;

- употребление алкоголя — усилившийся или внезапно возникший интерес к спиртным напиткам, наркотикам;

- неожиданные проявления рискованного и опасного поведения, словно провоцирующего   несчастные   случаи, - гонки на автомобиле, хождение по карнизам, крыше, перебегание улиц в опасном месте;

- неожиданное раздаривание любимых вещей, памятных сувениров, подарков, книг;

- затяжные приступы безнадежности, тоски, беспомощности;

- высказывания о нежелании жить дальше - прямые или завуалированные, мотивированные и нет.

Консультирование родителей

Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».

Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с ребенком.

Советы родителям:

- Принимайте ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

- Стремитесь понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушайте ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

- Понимайте, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

- Не пытайтесь "лепить" своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

• Чаще вспоминайте, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

• Помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Правила общения с ребенком

• Безусловно, принимайте ребенка – любите его не за то, что он красивый, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

• Активно слушайте ребенка – «возвращайте» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

• Бывайте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.

• Помогайте, когда ребенок просит.

• Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.

• Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.

• Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

• Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

• Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

• Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.

• Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

• Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.

• Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

• Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, о том, что чувствуете вы, а не о нём, о его поведении.

• Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

• Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

• Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

• Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, в учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя!

• Помните, что каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто, в основном, о нем!

- Чтобы ребенок ощутил вашу заботу и поддержку, любовь и внимание, почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему ребенку учиться с радостью и усилит его желание ходить в школу.

- Чаще хвалите ребенка: Молодец! Хорошо! Удивительно! Гораздо лучше, чем я ожидал! Лучше, чем все, кого я знаю! Великолепно! Прекрасно! Экстра-класс! Ты одаренный. Ты сегодня много сделал! Отлично! Уже лучше! Прекрасное начало! Ты просто чудо! Ты на верном пути! Ты в этом разобрался! Поздравляю! Я тобой горжусь! Мне очень важна твоя помощь! Ты мне необходим! С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше! Научи меня делать также! Тут мне без тебя не обойтись! Я знала, что тебе это по силам! Я горжусь тобой!

В школе психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляет:

Маркова Людмила Викторовна – педагог-психолог

 

Режим работы:

Понедельник – пятница: 09.00 - 15.00

 

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. 
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;

  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

    Что делать? Как помочь?

    Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

    Если вы не слышите

    Обязательно скажите

    Запрещено говорить

    «Ненавижу всех…»

    «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

    «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

    «Все безнадежно и бессмысленно»

    «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

    «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

    «Всем было бы лучше без меня!»

    «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

    «Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

    «Вы не понимаете меня!»

    «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

    «Где уж мне тебя понять!»

    «Я совершил ужасный поступок»

    «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

    «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

    «У меня никогда ничего не получается»

    «Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

    «Не получается – значит, не старался!»

     Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

    1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
    2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
    3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
    4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ни чем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
    5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

    Важно соблюдать следующие правила:

    • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

    • будьте терпеливы;

    • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

    • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

    • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...;

    • делайте все от вас зависящее.

    И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

 

Памятка для родителей по профилактике подростковых суицидов.

Памятка  для родителей по профилактике подростковых суицидов.

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.

6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

3.Обращайтесь за помощью к психологу в случае  необходимости (Стресс, тревога, страхи)

4. Стремитесь помочь Вашему ребенку сформировать адекватную самооценку, развивать положительное отношения к собственной личности.

 

 

 

Родителям. Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению

Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и   аддиктивному   поведению.

1.Беседа с ребенком.

2.После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог,   психиатр,       врач-психотерапевт)  для  оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.

3.Попросить у врача информацию о том, где можно найти квалифицированных психологов по данному вопросу в данной территории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоятельно.

4. Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежание возникновения синдрома созависимости и формирования адекватного поведения родителей с проблемным ребенком.

 

 Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению

Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.

Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель таким образом может попросту добиться рецидива.

В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.

К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.

Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты понимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, чтобы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся».

Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как состояние наркотического опьянения.

Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, конечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении таких вопросов».