Рекомендации учителю по работе с «отверженными» детьми

Рекомендации учителю по работе с «отверженными» детьми

 Покажите, что вы ему доверяете.

Хвалить за каждое выполненное дело.

Успехи ребенка обсуждать со всем классом.

Ставить в ситуацию успеха.

Давать «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.

 Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.

 Важно соблюдать единство требований семьи и школы.

 Учитывайте индивидуальные особенности!

 Наказывать за проступок, объяснять причину.

 Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.

 Гармонизация отношений ребенка в группе сверстников ( т.е. не только ребенка нужно «поворачивать»  к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох и злобен, как они о нем могли думать).    Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.

 Отмечать хорошие поступки

 «Разумная» требовательность.

Понимание и забота  в отношениях.

Проявляйте терпение и выдержку.

 Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.

Рекомендации по коррекции школьной тревожности

1.     Единообразие требований.

Одна из основных причин тревожности – противоречивые требования и ожидания окружающих (взрослых). Особенно часты расхождения взглядов родителей и педагогов на процесс воспитания ребенка. В этом случае учащийся оказывается «между двух огней». Это, манипулирование ребенком чревато не только тревогой, но и анархизмом, формированием безверия в авторитет старших. Так же важно осознать неконструктивность атак на мнение другого значимого человека, к которому учащийся прислушивается и чьи взгляды ценит.

2.     Адекватность требований.

Одной из самых частых причин тревожности является завышение требования к учащемуся, негибкая догматическая система воспитания, не учитывающая его активность, способности, интересы и склонности. Бывает, что педагоги и родители стараются навязать учащемуся свои стандарты, высокие и недоступные. Этим самым на пути развития учащегося возводится искусственное препятствие, которое по своим возможностям он не может преодолеть. Возникающее в этой связи чувство неполноценности и ущербности и является основным «поражающим фактором». Таким же эффектом обладает и навязывание учащемуся чуждых ему интересов.

Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые к учащемуся, соответствовали его возможностям, а выбор «хобби» принадлежал самому ребенку. Иначе принудительное участие в каких-либо мероприятиях, которые не привлекают учащегося, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха и усиливает внутреннее переживание, неуверенность в своих силах.

3.     Обеспечение эмоционального комфорта.

Практика показывает, что важным условием, порождающим тревогу, является отрицательное отношение  к учащемуся, эмоциональное отвержение его педагогами. Если учащиеся воспринимают педагога как чужого человека, испытывающего по отношению к нему негативные чувства, он становится агрессивным и озлобленным. В таком случае, как педагоги, так и окружающие испытывают на себе эффект «бумеранга агрессивности»: унижая других, агрессивные учащиеся избавляются от собственного чувства неуверенности, от сознания собственной униженности. Нужно принимать учащихся такими, какие они есть, какие бы негативные мысли и чувства не возникали при этом.

4.     Усиление контроля.

Поведение расторможенных, импульсивных, с ослабленным самоконтролем учащихся необходимо постоянно контролировать. При этом таких учащихся за их «шалости» следует не столько наказывать, сколько вырабатывать у них чувство раскаяния за недисциплинированное поведение. Возможны различные способы: демонстрация обиды, лишение поощрения или, наоборот, стимуляция примерного поведения.

5.     Поощрение активности.

Гиперактивных, несдержанных, энергичных и предприимчивых  учащихся просто нельзя заставлять бездельничать и оставлять им много незанятого времени. Они могут использовать  его в разрушительных целях. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы вовлечь учащегося в занятия спортом, найти ему увлекательное дело.

6.     Предоставление самостоятельности.

В основе данной рекомендации лежит положение о том, что самостоятельно принятое решение усиливает личную ответственность за последствия поступка. В связи с этим необходимо найти для каждого учащегося социально значимый вид деятельности и предоставить полную свободу ее реализации. Таким образом, через формирование чувства причастности,  осознание собственного места и социальной роли можно добиться изменения моральных норм и ценностей учащегося, повышения уровня ответственности и уверенности в своих силах.

7.     Избежание приклеивания ярлыков.

Необходимо делать упор на положительное, а не отрицательное  в личности учащегося.

8.     Использование похвалы и поощрения.

а) нужно поощрять учащихся не за абсолютные успехи в учебе и поведении, а за улучшение учебной деятельности, повышения уровня воспитанности: хвалить не за способности, а за усилия;

б) найти способ поощрения учащегося за достижение в творческой деятельности, спорте, различных внеурочных мероприятиях.

9.     Сравнение результатов.

Сравнение результатов тревожного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Ни в коем случае не сравнивать с результатами других детей.

10.   Желательно избегать таких заданий которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом.

11.   Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

 Для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в классе проводить беседы, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях.