Педагогам

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

  1. Если классный руководитель/соц.педагог заметил у ребенка признаки  суицидального/аддиктивного  поведения,     прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задер­жаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ре­бенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодейство­вать в поиске квалифицированных врачей и психологов.
  2.  Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком следует провести беседу с родителями так же максимально спо­койно. Родителям надо объяснить, что в данном случае воз­можно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.
  3. Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».

Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу по ведению беседы при работе с детьми, склонными  к суицидально­му и аддиктивному поведению.

Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

  •        В то же время разговор должен быть уверенным.
  •        К разговору стоит подготовиться.
  •        Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.
  •        Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчиво.

Действия педагога при суицидальной опасности

Действия педагога

Если подросток, на Ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

 - Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если Вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

- Доверьтесь своей интуиции, если Вы чувствуете суицидальные наклонностями в данном подростке. Будьте внимательны к предупреждающим знакам. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

- Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете‚ если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что говорит подросток.

- Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

- Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.

 - Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

- Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше».

- Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

- Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию.ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.

- Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

Главная задача педагога в этом случае: Укрепление желания у подростка жить.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно формировать «позитивное восприятие» окружающего мира. Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

Научитесь переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.

Найдите зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.

Формируйте антисуицидальные факторы личности подростка.

Как заметить надвигающийся суицид.

Суицидально опасная референтная группа

Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

Сверхкритичные к себе.

Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.

Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней 
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРАМ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРАМ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий и организации этой деятельности. Введение экзаменационных процедур, основанных на технологии тестирования, требует учета особых организационных моментов. Проводя анкетирование выпускников образовательных учреждений города, уже сдававших экзамены в форме ЕГЭ, психологи выявили факторы, мешающие им во время проведения ЕГЭ и влияющие на их эмоциональное состояние.

Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:

 

  • шум в аудитории;
  • негромкий голос организаторов проведения ЕГЭ .
  • яркая одежда организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;
  • стук каблуков.

 

  1. Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.
  2. Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование. Это придаст выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что-то, уменьшите темп и используйте приемы выразительной речи.
  3. Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредите выпускников, на вопросы какого характера они могут получить от вас ответ и на какие вопросы вы не имеете права отвечать.
  4. Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально. Это поможет избежать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания.
  5. Подбирая себе одежду, помните, что цветовое пятно может поднять настроение и, наоборот, сочетание некоторых цветов может вызвать раздражение окружающих. Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на «мягком» каблуке. 

Своим поведением во время проведения экзамена показывайте пример выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе вызывает эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства.

При опросе учащиеся отмечали, что во время сдачи экзамена они находятся в состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно поэтому ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения выпускников. Помните о правилах эффективного общения

Не используйте в общении с учащимися:

  • Угрозы («Если ты не прекратишь .,.»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции,  сообщите ему об этом.Не стоит   подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении
  • Критику(«Сколько раз уже говорили...», «Слушать надо было...»). Такие высказывания негативно влияют   на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие   выпускники просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех.
  • Мораль, нравоучения, проповеди(«Ты обязан вести себя как подобает»).

 Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной формеНапример, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».

  • Высмеивание(«Не будь лапшой...», «Что за тупица...»). 

Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора.
Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися

  • Уговоры («Успокойся, это неважно»)-

Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося«Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен...)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

Не забывайте, что главное препятствие на пути эффективного общения — это автоматические ответы. По­этому старайтесь уточнить трудности, возникшие у учащегося, при помощи наводящих вопросов.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться .длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

  1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться кэкзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
  2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием  это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам
  3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность
  • А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо  поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
  • Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
  • Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

 

Рекомендации учителю по работе с «отверженными» детьми

Рекомендации учителю по работе с «отверженными» детьми

 Покажите, что вы ему доверяете.

Хвалить за каждое выполненное дело.

Успехи ребенка обсуждать со всем классом.

Ставить в ситуацию успеха.

Давать «важные поручения» (посильные для данного ребенка), которые оценил бы весь класс.

 Важно вовремя поощрить ребенка за проявленное старание, отметить успех.

 Важно соблюдать единство требований семьи и школы.

 Учитывайте индивидуальные особенности!

 Наказывать за проступок, объяснять причину.

 Искать положительное в личности ребенка, в воспитании – опора на положительное.

 Гармонизация отношений ребенка в группе сверстников ( т.е. не только ребенка нужно «поворачивать»  к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох и злобен, как они о нем могли думать).    Следует четко и доступно предъявлять ребенку систему педагогических требований.

 Отмечать хорошие поступки

 «Разумная» требовательность.

Понимание и забота  в отношениях.

Проявляйте терпение и выдержку.

 Доверяйте ему, покажите, что вы его цените и за что вы его цените.

Рекомендации по коррекции школьной тревожности

1.     Единообразие требований.

Одна из основных причин тревожности – противоречивые требования и ожидания окружающих (взрослых). Особенно часты расхождения взглядов родителей и педагогов на процесс воспитания ребенка. В этом случае учащийся оказывается «между двух огней». Это, манипулирование ребенком чревато не только тревогой, но и анархизмом, формированием безверия в авторитет старших. Так же важно осознать неконструктивность атак на мнение другого значимого человека, к которому учащийся прислушивается и чьи взгляды ценит.

2.     Адекватность требований.

Одной из самых частых причин тревожности является завышение требования к учащемуся, негибкая догматическая система воспитания, не учитывающая его активность, способности, интересы и склонности. Бывает, что педагоги и родители стараются навязать учащемуся свои стандарты, высокие и недоступные. Этим самым на пути развития учащегося возводится искусственное препятствие, которое по своим возможностям он не может преодолеть. Возникающее в этой связи чувство неполноценности и ущербности и является основным «поражающим фактором». Таким же эффектом обладает и навязывание учащемуся чуждых ему интересов.

Поэтому важно, чтобы требования, предъявляемые к учащемуся, соответствовали его возможностям, а выбор «хобби» принадлежал самому ребенку. Иначе принудительное участие в каких-либо мероприятиях, которые не привлекают учащегося, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха и усиливает внутреннее переживание, неуверенность в своих силах.

3.     Обеспечение эмоционального комфорта.

Практика показывает, что важным условием, порождающим тревогу, является отрицательное отношение  к учащемуся, эмоциональное отвержение его педагогами. Если учащиеся воспринимают педагога как чужого человека, испытывающего по отношению к нему негативные чувства, он становится агрессивным и озлобленным. В таком случае, как педагоги, так и окружающие испытывают на себе эффект «бумеранга агрессивности»: унижая других, агрессивные учащиеся избавляются от собственного чувства неуверенности, от сознания собственной униженности. Нужно принимать учащихся такими, какие они есть, какие бы негативные мысли и чувства не возникали при этом.

4.     Усиление контроля.

Поведение расторможенных, импульсивных, с ослабленным самоконтролем учащихся необходимо постоянно контролировать. При этом таких учащихся за их «шалости» следует не столько наказывать, сколько вырабатывать у них чувство раскаяния за недисциплинированное поведение. Возможны различные способы: демонстрация обиды, лишение поощрения или, наоборот, стимуляция примерного поведения.

5.     Поощрение активности.

Гиперактивных, несдержанных, энергичных и предприимчивых  учащихся просто нельзя заставлять бездельничать и оставлять им много незанятого времени. Они могут использовать  его в разрушительных целях. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы вовлечь учащегося в занятия спортом, найти ему увлекательное дело.

6.     Предоставление самостоятельности.

В основе данной рекомендации лежит положение о том, что самостоятельно принятое решение усиливает личную ответственность за последствия поступка. В связи с этим необходимо найти для каждого учащегося социально значимый вид деятельности и предоставить полную свободу ее реализации. Таким образом, через формирование чувства причастности,  осознание собственного места и социальной роли можно добиться изменения моральных норм и ценностей учащегося, повышения уровня ответственности и уверенности в своих силах.

7.     Избежание приклеивания ярлыков.

Необходимо делать упор на положительное, а не отрицательное  в личности учащегося.

8.     Использование похвалы и поощрения.

а) нужно поощрять учащихся не за абсолютные успехи в учебе и поведении, а за улучшение учебной деятельности, повышения уровня воспитанности: хвалить не за способности, а за усилия;

б) найти способ поощрения учащегося за достижение в творческой деятельности, спорте, различных внеурочных мероприятиях.

9.     Сравнение результатов.

Сравнение результатов тревожного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Ни в коем случае не сравнивать с результатами других детей.

10.   Желательно избегать таких заданий которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом.

11.   Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

 Для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в классе проводить беседы, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях.