Школьная служба примерения

СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе  10 декабря 2013 года начала создана служба примирения.

Школьная служба примирения – это команда взрослых  (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

 Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

  • Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской    Федерации";
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
  • Письмо управления образования и науки Тамбовской области от 01.10.2014 №1.0608/3558 « О направлении Концепции развития сети служб медиации»;

Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

На основании  Международной конвенциии «О правах человека и ребёнка», положения о Школьной Службе Примирения, с целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуации среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.  Создать Школьную Службу Примирения.

2.  Назначить руководителем Школьной Службы Примирения Маркову Людмилу Викторовну, педагога-психолога.

3.  Утвердить

3.1. Положение о Школьной Службе Примирения (приложение 1).

3.2. Функциональные обязанности руководителя и членов ШСП (приложение 2).

4.  Марковой Л.В.

4.1. Сформировать Школьную Службу Примерения.

4.2. Разработать проект Устава Школьной Службы Примирения.

4.3. Подготовить примерный план работы Школьной Службы Примирения на 2013-2014 учебный год.

5.  Контроль исполнения данного приказа возложить на заместителя директора по УВР Михину Н.С.

 

Директор МБОУ Новоникольской СОШ ______________/Л.Б.Чернышова

 

Приложение №1
к приказу   №       от 10.12.2013
Положение
о Школьной Службе Примирения
МБОУ Новоникольской СОШ

1. Общие положения

1.1. Школьная Служба Примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.

1.2. Школьная Служба Примирения действует на основании действующего законодательства и настоящего Положения.

2. Цели и задачи Школьной Службы Примирения

2.1. Целью деятельности Школьной службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

2.2. Задачами деятельности службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

3. Принципы деятельности Школьной Службы Примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования Школьной Службы Примирения

4.1. В состав Школьной службы примирения могут входить: педагог-психолог, социальные педагоги, педагоги школы, школьники 7-9 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы назначается социальный педагог, педагог-психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы Школьной Службы Примирения

5.1. Служба примирения получает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.

5.4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то об ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости.

5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.11. Служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.12. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности Школьной Службы Примирения

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

Приложение №2
к приказу   №     от 10.12.2013

Функциональные обязанности руководителя и членов

Школьной Службы Примирения

Для руководителя:

- осуществлять общее руководство деятельности ШСП;

- проектировать работу ШСП;

- осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;

- отвечает за качество и эффективную деятельность службы;

- анализирует работу ШСП.

Для членов:

- проводить предварительные встречи с конфликтующими сторонами;

- проводить примирительную встречу;

- вести записи об итогах встреч.

Утверждаю

Директор МБОУ Новоникольская СОШ

 

____________ Л.Б.Чернышова

 

Устав Школьной Службы Примирения МБОУ Новоникольской СОШ

 

Общие положения

1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.

2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

Цели и задачи

1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

2. Приоритетные задачи:

создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;

самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;

обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;

ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения

1. Девиз – «от конфликта к примирению!»

2. Символ службы – пожатие рук

3. Основные принципы деятельности:

  • принцип добровольности
  • принцип конфиденциальности
  • принцип нейтральности

Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения

Членами службы являются учащиеся 8 – 9 классов

Положение о взрослых членах Службы

1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.

2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.

3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.

4. Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.

Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:

  • Организаторская.
  • Представительская.
  • Информационно-пропагандистская.
  • Методическая.

В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:

  • представлять школьную службу примирения перед педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;
  • планировать и проводить примирительные встречи;
  • изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;
  • принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьной службы примирения.

Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:

1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:

•членом службы примирения может стать любой учащийся 8-9 классов школы, или взрослый, кто считает деятельность службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;

  • участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;
  • сохранять и развивать традиции своего коллектива;
  • приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;
  • все члены имеют равные права и обязанности;
  • на защиту своих прав и интересов.

2. Член Школьной Службы Примирения обязан:

  • выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;
  • не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
  • являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

Заключительные положения

1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения

2. Изменения в Устав вносятся руководителем Службы по предложению членов Службы.

Формы работы Школьной службы примирения:

 1. Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.

2. Проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах.

1. Медиация(программы примирения, программы по заглаживанию вреда). Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор - нейтральный посредник, ведущий встречи, - который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении правил. Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего. Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон встреча не проводится. Но в этом случае могут быть проведены другие программы, помогающие удовлетворить потребности согласившейся стороны и восстановить ее жизненную ситуацию, нарушенную конфликтом. Важнейшим принципом медиации является конфиденциальность. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Если администрации школы необходим отчет о проведенной программе, ведущий вместе с участниками договаривается о его содержании.

2. «Круги». «Круг» – одна из очень эффективных форм восстановительных программ, которая способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения. Главная особенность «круга» – наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» – это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, и тогда конфликт превращается в возможность для построения взаимоотношений. Круги дают своим участникам форму для разделения ответственности за обсуждаемую ситуацию и для ее разрешения и достижения договоренностей. Причем помимо возможности для договоренности круги приносят качественно иные и гораздо более ценные результаты – взаимопонимание, доверие, новое поведение, изменение жизненных позиций и отношений. Процедура «круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников лично и эмоционально включен в ситуацию. Все вопросы, которые выносятся на «круг», должны соответствовать поставленной цели, их содержание тщательно продумывается, анализируются возможные последствия коллективного обсуждения. Конечный же результат, при соблюдении всех необходимых условий, будет зависеть от людей, составляющих круг, от их желания разрешить проблему. Процесс обсуждения в «круге» основывается на определенной процедуре, обеспечивающей безопасность и взаимное уважение. Круг организуется и проводится ведущим, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу. Данная процедура, помимо того что она является крайне действенным способом создания определенной атмосферы, объективно способствует принятию участниками осознанного и ответственного решения, поскольку изначально задает возможность каждому высказаться и быть услышанным. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки - участники Службы примирения, так и куратор Службы.

Утверждаю
Директор школы                  Л.Б.Чернышова

 

 Программа по обучению школьников работе медиаторами "Школа без насилия"

Маркова Л.В. педагог-психолог

МБОУ Новоникольская СОШ

Актуальность:

В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается "гремучая смесь", разбираться с которой приходится администрации школы. Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны

В большинстве случаев конфликты устраняются сразу "на месте" учителями, но самые болезненные или затянувшиеся, мешающие учебному процессу, поступают "наверх" – к директору, завучу, в Совет по профилактике. Там к нарушителям применяют административные меры, объясняют им возможные негативные последствия, обращаются за помощью к родителям, а в исключительных случаях используют наказание (например, направляют в Комиссию по делам несовершеннолетних).

При этом следует обратить внимание на несколько моментов.

  1. Конфликт считается негативным явлением, мешающим учебе. Поэтому школа старается его "заглушить", чтобы он не разросся и не вышел за ее границы. А решением проблемы считается ситуация, когда больше нет помех учебе и порядку в школе, а не когда все участники радостны и довольны.
  2. Поскольку в школьной деятельности доминирует процесс обучения, конфликты (на рефлексии которых можно было бы строить процесс воспитания) считаются вредными и воспринимаются как нарушение порядка, хулиганство, правонарушение. Исправить же такие ситуации пытаются административными методами воздействия или коррекционной работой, а не переговорами.
  3. Основной способ воздействия взрослых – поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или более жесткой форме), поиски виноватого, формальное "замирение" сторон.

Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из ситуации?

Поскольку в школьной жизни, в настоящее время, по данным исследований, одной из причин понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой профессии являются школьные конфликты (на разбор которых порой уходит большая часть внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в школе службу примирения, которая будет заниматься большей частью решения этих самых конфликтов и тем самым освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и даст возможность установить между субъектами образовательного процесса отношения, основанные на понимании другого человека (будь то педагог или ученик). Работать в этой службе примирения школьными медиаторами будут учащиеся старших классов, прошедшие подготовку по программе “Школа без насилия”

Цель Программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Задачи:

  • Формировать ценностей и.ориентация на здоровый образ жизни;
  • Повышать адаптивность учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния;
  • Формировать позитивные отношения подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
  • Развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
  • Расширить круг видения проблемы за счет мнений других;
  • Развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее;
  • Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
  • Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;
  • Формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

Структура Программы:

1-й блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров).

2-й блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике)

3-й блок – отработка навыков ведения медиативных процедур

Численность группы. Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах).

Целевая группа: учащиеся 8 -х классов.

Приложение 1

Содержание программы:

Название блока

Кол-во часов

Тема

Введение

2

Что такое медиация?

Диагностический

1

Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса)

Мой стиль поведения в конфликте

Эмоции

7

Особенности эмоционального общения.
Тренинг положительного эмоционального контакта

Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми

Эмоции и чувства

Психические состояния и их свойства

Как управлять своим состоянием и как его изменить

Стресс

Трудные ситуации и развитие

Невербальная коммуникация

5

Что такое невербальная коммуникация.

Зоны общения

Жесты руками

Жесты кистями и руками

Мошенничество, сомнение, ложь

Толерантность

4

Понятие толерантности

Толерантная личность

Границы толерантности

Барьеры в общении

Конфликты

6

Понятие “конфликт”

Основные стадии протекания конфликта.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации

Взаимодействии в конфликте

Самоконтроль в общении.

Анализ и разрешение конфликтных ситуаций

Практические занятия

4

Отработка навыков ведения медиативных процедур

Предполагаемые результаты:

  • улучшится психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
  • расширится арсенал способов работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов и тем самым повышение неформального статуса сотрудников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также улучшение управляемости поведением подростков;
  • совершенствование взаимодействия родителей и педагогов в воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны населения;
  • создание доверительных и открытых отношений между членами школьного коллектива;
  • организация  неформального контроля за поведением членов школьного коллектива.

Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только когда школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека. Азбука такого выбора постигается в повседневном принятии решений в процессе школьной жизни. Психологическим условием для этого становится образовательная среда, свободная от психологического насилия, референтно значимая для всех участников, удовлетворяющая потребности в позитивном развитии, то есть обладающая психологической безопасностью, гарантированной для ученика, учителя, родителя. Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должна выступать служба практической психологии в системе образования. Предлагаемые психологические технологии, основанные на идеологии сопровождения, оснащают новое направление в деятельности педагогов-психологов по созданию специальных психолого-педагогических условий и возможностей образовательной среды, обеспечивающих психическое здоровье всех ее субъектов.

Насилие в любых его формах порождает желание уйти из среды, где оно осуществляется. Насилие в школьной среде опасно прежде всего тем, что порождает социальную безнадзорность детей и подростков, что сегодня является серьезной общественной проблемой. Предлагаемая нами школьная служба примирения — один из возможных вкладов психологической службы в решение актуальной задачи профилактики агрессивности, детской безнадзорности, снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей.

Литература

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
  2. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
  3. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
  4. Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
  5. Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
  6. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).
  7.  
План работы
Школьной Службы Примирения  МБОУ Новоникольской  СОШ
на 2015 -2016 учебный год

Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних правонарушителей, снижение количества правонарушений через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

Задачи:

1. Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.

2. Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.

3. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.

4. Реализация восстановительных программ.

 

Мероприятие

Форма проведения

Сроки

Предполагаемый результат

 

Организационно-методическая деятельность

1

Совещание школьной службы примирения

 

Планирование текущей деятельности

 

2

Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии»

 

Создание электронной библиотеки

 

3

Выступление на совещании о Школьной службе примирения.

Презентация учителям Школьной службы примирения.

 

Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСП

 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

4

Разработка инструкций «О порядке организации проведения восстановительной процедуры»

Подготовка документации

Создание раздела школы «Служба примирения»

Декабрь

Расширение знаний о деятельности ШСП

 

Реализация восстановительных процедур

6

Проведение программ примирения

по мере необходимости

Реализация программ

 

7

Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура

Анализ документов

по мере необходимости

Полная информация о ситуации

 

8

Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых восстановительных программ (ВП)

по мере необходимости

Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение восстановительных программ (ВП)

 

Просветительская деятельность

9

Организация и проведение ознакомительного семинара «Работа Школьной Службы Примирения (ШСП)»

 

Расширение знаний о деятельности ШСП

 

10

Обновление баннера на сайте школы «Школьная Служба Примирения»

 

Информирование о работе ШСП

 

Экспертная деятельность

11

Подготовка отчета, заключения о работе с конкретной семьей, подростком по запросу суда, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства

по мере необходимости

Защита законных интересов несовершеннолетних

   

 

 

 

 

12

Участие в заседаниях суда в качестве свидетеля, в КДН и ЗП – в качестве эксперта

по мере необходимости

13

Консультации у методистов, специалистов по восстановительным программам (ВП)

по мере необходимости

Эффекты реализации восстановительных процедур

14 Подготовка отчета о реализации восстановительной программы (ВП) в ШСП  

Проведение мониторинга

 

15

Подготовка и сдача отчета о реализации восстановительной программы (ВП) в школе