Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми

Категория: Работа с одаренными детьми
Опубликовано 16.07.2017 11:15
Автор: Попова Е.А.
Просмотров: 377

Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Содержание.
Введение.
Уровни одаренности.
Понятие коучинга.
Общие методические рекомендации для учителей.
Список литературы.


Введение.

Прежде чем приступить к  методическим рекомендациям с одаренными детьми хотелось бы дать научное понятие об этих удивительно интересных, до конца неизученных детях.

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны  образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Уровни одарённости.

Тесты коэффициента интеллекта используют следующую классификацию для определения различных уровней одаренности:

-«Яркий», просветленный: 115 и более, или 1 из шести (17 %)
-Умеренно одаренный: 130 и более, или 1 из 50 (2 %)
-Высоко одаренный: 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %)
-Исключительно одаренный: 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %)
-Необычайно одаренный: 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %).

Немного осветив  это очень обширное понятие об одаренных детях,  следует перейти к методическим рекомендациям именно для педагогов – психологов.

Общая стратегия работы по профессиональному самоопределению одаренных подростков опирается на их основные цели и идеалы. Более того, будущее для одаренного подростка во многих случаях так значимо, что он разрабатывает для себя так называемый  доминантный жизненный проект, своего рода «планпотребного будущего» (Н.А. Бернштейн), который  нередко обладает такой энергетической мощью, что во многих случаях направляет всю его дальнейшую жизнь. Именно с этого и надо начинать консультативную работу с одаренными детьми. Необходимо выделить главные и второстепенные цели, основные и служебные задачи, средства и приемы, с помощью которых можно добиться реализации его жизненного проекта. Особое значение имеет так называемая временная перспектива, которой сейчас посвящены многие научные исследования. Иначе говоря, необходимо проработать жизненные планы подростка .Вряд ли стоит настаивать на «смене идеалов». С определенного возраста это сделать трудно, (беседами, во всяком случае), да и не всегда оправдано. Нет ничего плохого в том, что человек хочет  иметь красивый дом,  хорошую  машину  и возможность путешествовать не реже, чем два раза в год.  Просто человек должен подбирать профессию, точно зная, чего именно он от нее ждет. Важно подчеркнуть, что программа профориентационной  работы с детьми, обладающими выдающимися способностями, должна быть не только дифференцированной, но и включать в себя инновационные практические подходы.

Одним из таких подходов к работе с одаренными старшеклассниками может стать коучинг (англ.coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.), т.к.  основополагающие  его  принципы  обеспечивают возможность эффективного их применения в сфере профессионального самоопределения, в число этих принципов входят:

В последние годы по проблематике коучинга  появилось  довольно много литературы. Изложенный в ней материал позволяет детально ознакомиться с теорией и практикой этого способа работы.

Общие методические рекомендации для учителей:

После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Список литературы

1. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. Дошкольное воспитание”. № 8. 2000
2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 2001
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1999.
4. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1999.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991
6. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2003
7. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж. “Семья и школа”. № 12, 1999.
8. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
9. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 2001 г.
10. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции ''Человек в системе общенаучных отношений''. - М., 1998.
11. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.:Прогресс, 2004. - 376с.
12. Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.
13. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа:
плюс - минус. - 2002. - № 3. - С. 58-65.
14. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр ''Академия'', 1999г- 416 с.
15. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2000г.