Программа "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"

Приложение 1.
к программе «Развитие социально значимой личности»
МБОУ Новоникольской СОШ
на 2017-2022 годы»
 

 Подпрограмма

«Одаренные дети»

 Паспорт подпрограммы

Наименование подпрограммы

«Одаренные дети»

Заказчик подпрограммы

МБОУ Новоникольская СОШ

Разработчик подпрограммы

Кузнецова И.Н.- заместитель директора по УВР (работа с филиалами), кандидат педагогических наук

Цели и задачи подпрограммы:

Цель программы:

Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

-  создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

-  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

 

 

Подпрограмма реализуется в течение 2017-2022 гг.

1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами

Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Реализация комплекса мер по развитию системы работы с одаренными детьми в период с 2009 года привела к ряду позитивных изменений:

-       контингент детей в образовательном учреждении, реализующих программу «Одаренные дети», в указанный период увеличился на 45 человек;
-       охват детей  в системе  работы с одаренными детьми увеличился на  25 %;
-       были созданы организационно-правовые и финансовые условия для реализации программы «Одаренные дети»;
-       внедрялись в практику новые модели: «Базовая профильная школа»; «Психолого-физиологические особенности учащихся, имеющие влияние на выбор средств педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе  общеобразовательной деятельности», реализующие основные образовательные программы  основного (среднего) образования;
-       главный акцент программы  был направлен на обновление  содержания, разнообразие форм и методов работы с одаренными детьми.

Вместе с тем в МБОУ Новоникольской СОШ существует ряд проблем:

- адаптация и освоение социокультурных норм у ребенка;
- поиск наиболее эффективных форм научно-исследовательской деятельности с обучающимися.

Таким образом, существующие организационные формы не могут удовлетворить потребности развития ребенка с одаренными способностями.

Требуется создание  социальной среды для развития и совершенствования  способностей  одаренных детей.

Основное назначение подпрограммы напрямую заключается  с реализацией муниципальной составляющей региональной модели сопровождения одарённых детей. Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий, подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми, проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся, размещение информации в СМИ, сети Интернет – таковы некоторые направления реализации Модели, в которой справедливо отмечается: «Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать».

Реализация подпрограммы позволит создать условия для удовлетворения образовательных потребностей, поддержки и развития индивидуальности одарённых детей в общеобразовательной школе. Совместными усилиями членов педагогического коллектива создана модель развивающей образовательной среды. Она обеспечивает развитие у обучающихся способности к творчеству в интеллектуальной деятельности  на четырёх уровнях: на уроках, во внеурочной деятельности по предмету, во внеклассной работе в школе и  на внешкольном уровне. Создан банк одарённых детей.  Спланирована внеклассная работа педагогов с обучающимися по предмету. Ведётся  мониторинг достижений обучающихся. Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся включает  диагностику, консультирование, коррекционную и развивающую работу, психологическое просвещение.

2. Основные цели и задачи подпрограммы

Цель программы:

Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2017 год)

Мониторинг одаренности.

Создание банка данных:

- одаренных детей;
- творческих работ учащихся;
- текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

- системы работы над проектами;
- олимпиад и интеллектуальных и творческих конкурсов;
- внеклассной работы по предмету.

2 этап: деятельностный (2018-2019 годы)

- Составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости.
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Активное использование метода проектов.
- Сохранение традиции работы с системой портфолио.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2019-2020 годы)

- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
- Выпуск методического сборника и бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

3. Система мероприятий подпрограммы

Мероприятие
Сроки
Ответственные
1
Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
постоянно
Зам.директора
2
Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.
постоянно
Руководители ШМО
3
Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей
В течение периода реализации программы
Зам.директора
4
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников
постоянно
Руководители ШМО, классные руководители
5
Совершенствовать работу научного общества учащихся
- Создание нормативной и методической базы.
-  Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка программ, планов.
- Организация проектной и исследовательской деятельности.
 
 
2018-2019
 
постоянно
Руководители МО, учителя предметники
6
Участие школьников в районных, областных, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах
постоянно
Учителя-предметники
7
Проведение школьной научно-практической конференции «Я познаю мир наук»  и участие в районных, областных и всероссийских научно-практической конференциях  школьников «Грани творчества», «Первые шаги в науку»  и др.
ежегодно
Кузнецова И.Н., учителя-предметники
8
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников
По особому плану в течение периода
Учителя-предметники, руководители ШМО
9
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
Ежегодно, август
Руководители ШМО, зам. директора. по ВР, УВР
10
Создание банка  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов, исследовательских проектов
в течение периода
Руководители ШМО, учителя
11
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
По итогам года
Руководители ШМО
12
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
2018-2022
Ярушкина Г.В., Сальникова В.В.,
Михина Н.С.
13
 
Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения
ежегодно
 
Учителя –предметники

4. Механизм реализации подпрограммы

Реализацию программы обеспечивает  МБОУ Новоникольская СОШ:

-       обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий подпрограммы;
-       разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию подпрограммы;
-       проводит мониторинг результатов реализации мероприятий подпрограммы;
-       предоставляет отчеты о ходе реализации подпрограммы;
-       организует размещение в электронном виде на сайте школы информацию о ходе и результатах реализации подпрограммы;
-       обеспечивает предоставление достоверной информации о ходе реализации мероприятий подпрограммы;
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение.

5. Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации целевой подпрограммы

Оценка эффективности реализации отдельных мероприятий и в целом подпрограммы обеспечивается посредством проведения мониторинга и ежегодной оценки степени достижения целевых индикаторов программы.

Реализация подпрограммы предполагает достижение следующих результатов:

-       максимальное удовлетворение запросов обучающихся  на услуги  системы работы с одаренными детьми;
-       создание условий для выявления, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развития одаренности.
-       увеличение охвата детей системой работы с одаренными детьми    до 80%;
-       создание и распространение  методических рекомендаций  по работе с одаренными детьми.