Открытый библиотечный урок о культуре речи

 

Открытый библиотечный урок о культуре речи

Цель: воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания, профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.

Оборудование: конспект мероприятия, видеоролик «Ералаш: Почему мы так говорим», презентация, карточки с заданиями для команд (список сленговых слов и стихотворение для инсценировки), 2 ватмана, клей, цветные карандаши и фломастеры, линейки, картинки для оформления стенгазеты, опорные материалы.

Ход урока


 

Библиотекарь: Здравствуйте ребята! У нас сегодня библиотечный урок о культуре речи «На чистом русском языке». Слайд 1

(Разделить учащихся на 2 команды)

Все учителя хотят, чтобы вы, ребята, были образованными, культурными. Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

А что значит, быть культурным человеком? Что нужно делать для этого?

(ответы: здороваться, чисто и опрятно одеваться, уважать старших, помогать младшим умение правильно говорить и т.д.)

Да, ребята, культура человека проявляется в его одежде, в его поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям, словам-паразитам, сленгу. Но этому надо учиться.

Как вы думаете, почему учителя заставляют вас выразительно читать, учить стихи, басни и отрывки из произведений?

Дети: ответы

Библиотекарь: Совершенно правильно, на литературных примерах вы учитесь красивой, лаконичной и культурной речи. Надо ли доказывать, какое исключительное значение имеет устное живое слово в наше время. Убедительной, вдохновенной речью должен владеть и бизнесмен, и политик, и школьный учитель. Мы смотрим телевизор, слушаем радио, и хорошо понимаем и даже представляем то, о чём говорит диктор и ведущий. Почему нам приятно их слушать и легко понимать?

Дети: ответы (Они овладели культурой речи.)

Библиотекарь: Что же такое культура речи?

Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.

Библиотекарь: Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык? Слайд 2

Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Язык - это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И.Куприн)

Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… (А.Н.Толстой)

Есть такая поговорка: «Встречают по одежке, а провожают по уму»». А как же люди узнают об уме, ведь вас же не заставляют каждый раз знакомясь с новыми людьми, делать тест IQ, или что-то подобное. А можно по речи человека, по тому, как он говорит определить его умственные способности.

Согласно современным исследованиям, есть 2 явления, наиболее засоряющие речь современных подростков: это слова-паразиты и сленг. Вы знаете, что это такое?

Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е. без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.

Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный.
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи, как одно, так и другое явление. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.

Вы уже разделены на 2 команды. Одна из которых сегодня будет выполнять задания связанные со словами-паразитами, а другая с молодежным сленгом.

(Провести жеребьёвку)

Что такое сленг и слова-паразиты мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Это и есть ПЕРВОЕ задание, которое вы получаете. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам составить так называемый словарь-паразитариум, куда вы запишите тот сленг и те паразиты, которые сами употребляете. Я думаю, пару минут, вам будет достаточно, напоминаю, вы работаете в группах.

(Ребята выполняют задание)
Озвучьте, пожалуйста, ваши примеры. Начнем со слов-паразитов.

Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я. Их можно тоже записать в наш паразитариум.

А теперь сленговые слова.

А вот примеры, которые нашла я.

СЛЕДУЮЩЕЕ задание будет у каждой группы свое, мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением.
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-
17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –

А вторая группа в это время, пытается творчески подойти к инсценировке одного очень интересного стихотворения, написанного Аркадием Хайтом и называющегося “Лишние слова”.

1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.

Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.

Мы с вами так активно и творчески работаем, наверное вы уже немного устали? А хотите я вас научу как всего парой движений, и зная несколько точек научиться активизировать работу мозга, избавиться от раздражения, повысить настроение?

Для этого нам с вами нужно прежде всего встать, расправить плечи и расслабиться. Разогреем ладошки. Чтобы избавиться от умственной усталости и ощутить прилив сил нужно найти и помассировать по часовой стрелке:

• 2 точки по сторонам от ногтя мизинца, слегка надавали и массируем.
• Посмотрели на большой и указательный пальцы, нашли место где у вас сходятся косточки, массируем с легким нажимом по часовой стрелке.

• Нашли небольшую впадинку на задней части головы и помассировали ее, опять же по часовой стрелке.

Чтобы с вашим настроением всегда все было в порядке, тоже есть несколько точек:

• точка на лбу между бровями
• точка у крыльев носа (движения вверх вниз)
• 3 точки над верхней губой, под нижней губой и на подбородке.

Отлично, ну я надеюсь, все взбодрились, усталость ушла и можно с новыми силами продолжать наш разговор дальше.

Мы уже выяснили, что сленг и слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого?

Да, это очень сложный вопрос, я приготовила несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь.

1.Вообще ничего не говорить.
2. Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
(употребление слов паразитов и сленга)
3. Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.

4. Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит или сленговое слово, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.

5. Ничего не делать, я вырасту, и молодежный сленг исчезнет сам собой.
6. Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).

7. Делать упражнения на дикцию.
8. Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.

9. Стараться чаще выступать на публике.
10. Больше читайте, это увеличит словарный запас.
11. Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
12. Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит или сленговое слово.
13. Выписать все сленговые слова, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.

14. Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи сленг.
15. Записаться в кружок ораторского искусства.

А что бы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и что бы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную стен газету, в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия. Все необходимое для этого у вас есть на столах, а схему, по которой вы будете делать стенгазету, вы видите на экране.

1.Тема, над которой работала ваша группа (сленг либо слова-паразиты).
2. Определение этого явления, то есть, что оно из себя представляет.
3. Примеры (их вы записывали в свой паразитариум).
4. Способы избавления от нежелательно лексики. Выберите 2-3 самых действенных способа и запишите их.

5. Ну и не забудьте поработать над оформлением.

Давайте повесим наши стенгазеты на доску.

А в заключение мероприятия, для пополнения нашего словарного запаса, давайте познакомимся с терминами, определения которых всем известны:

- вы чувствовали как пахнет земля после дождя?

- а вы знаете людей, которые одинаково пользуются левой и правой руками?

- а кто такой «бариста»?

- как называется прогулка?

- а вам знакомо состояние, когда не можешь вспомнить хорошо знакомое слово, которое вертится на языке?

А вот сейчас давайте познакомимся с новыми терминами хорошо знакомых нам определений.

И еще раз посмотрите на свои газеты, вспомните все о чем мы говорили, и ответьте мне на несколько вопросов. Изменилось ли ваше отношение к словам – паразитам и сленгу? Задумались ли вы над тем, а не слишком ли часто они встречаются в вашей речи? Какое решение вы приняли, нужно ли с ними бороться или вас все устраивает? Вы по прежнему считаете, что в любой момент сможете отказаться от их использования и это будет легко и просто, и они бесследно исчезнут?

Спасибо вам большое, мне было очень приятно с вами работать, я надеюсь, вы тоже получили удовольствие, от нашего совместного времяпровождения.

До свидания, до встречи.