П Р И К А З № 2974 от 06.11.2018 (г. Тамбов) "О подготовке и проведении итогового сочинения (изложения)"

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р И К А З

06.11.2018

          г. Тамбов

 

№  2974

 

 

О подготовке и проведении итогового сочинения (изложения)

В   соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», в целях организации и проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области в 2018-2019 учебном году,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести итоговое сочинение (изложение) в установленные сроки.
  2. Утвердить Порядок проведения итогового сочинения (изложения) согласно приложению №1.    
  3. Назначить лицом, ответственным за проведение сочинения  на территории Тамбовской области,  Панасину И.А., начальника отдела общего образования  управления образования и науки области.
  4. Отделу общего образования (Панасина) обеспечить организацию и проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями Порядка.
  5. Создать комиссию по рассмотрению документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов для предоставления особых условий при проведении итогового сочинения (изложения) согласно приложению №2.
  6. ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности» (Мексичев) обеспечить:
  • организационное и технологическое сопровождение итогового сочинения (изложения);
  • ведение региональной информационной системы обеспечения ГИА обучающихся, освоивших  основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее-РИС) и внесение сведений в РИС и федеральную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших  основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
  • обработку и хранение оригиналов сочинений (изложений);
  • размещение на региональных серверах образов оригиналов бланков итогового сочинения (изложения).

7. Тамбовскому областному государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» (Шешерина) обеспечить:

  •  методическое сопровождение подготовки проведения итогового сочинения (изложения);
  •  проведение методического анализа итогов проведения итогового сочинения (изложения).

8. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

  • разработать план мероприятий по подготовке обучающихся к успешной сдаче итогового сочинения (изложения);
  • организовать работу по информированию обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) о Порядке;
  • организовать работу по сбору данных об участниках итогового сочинения (изложения) для внесения в РИС.

9.  Рекомендовать руководителям образовательных организаций:

  • оказать содействие в организации и проведении итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями Порядка;
  • обеспечить отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссии образовательной организации и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
  • сформировать составы комиссий образовательной организации по проведению и проверке  итогового сочинения (изложения);
  • обеспечить предоставление сведений для внесения в РИС;
  • обеспечить информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет о сроках, процедуре проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения);
  • обеспечить  техническую поддержку проведения итогового сочинения (изложения) в соответствии с рекомендациями по техническому обеспечению;
  • обеспечить изменения текущего расписания занятий образовательной организации в дни проведения итогового сочинения (изложения);
  • обеспечить проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с Порядком;
  • обеспечить ознакомление лиц, привлекаемых к проведению итогового сочинения (изложения) с инструктивными материалами, определяющими порядок их работы;
  •  обеспечить информационную безопасность при получении тем сочинений (текстов изложений);
  • организовать проверку итоговых сочинений (изложений) 
  • передачу оригиналов проверенных работ в ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности».

10.  Контроль за исполнением настоящего приказа  возложить на первого заместителя начальника управления образования и науки области Н.В.Мордовкину.

Начальник   управления                                                 Т.П. Котельникова

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 

  1. Общие положения

Порядок проведения итогового сочинения (изложения) (далее-Порядок) разработан  в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении порядка  проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»), с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (письмо от 23.10.2018 №10-875).

Порядок определяет вопросы организации и проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области.

2. Категории участников итогового сочинения (изложения)

2.1 Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов образовательных организаций, расположенных на территории области, в том числе для:иностранных граждан,

  • лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования; 
  • лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования  (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в   учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

2.2 Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

2.3  Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в   учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

 

3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) 

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных  не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования (далее – образовательные организации) .

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. 

Регистрация лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего  общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования- для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года); граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);  лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования; лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях,  проводится в Региональном центре обработки информации (далее - РЦОИ), расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Лаврова, д.9, или в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - ОМСУ), которые организуют оперативную передачу заявлений  в РЦОИ.

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Лица, перечисленные в п. 2.2 самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения), который указывают в заявлении.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления для участия в итоговом сочинении предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

Указанное заявление подается выпускниками прошлых лет лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

4. Организация проведения итогового сочинения (изложения)

4.1 Управление образования и науки области (далее - управление) в рамках проведения итогового сочинения (изложения) определяет:

  • порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения);
  • порядок создания комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссий по проверке  итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях;
  • места регистрации для участия в написании итогового сочинения и места проведения итогового сочинения для лиц, перечисленных п. 2.2 настоящего Порядка;
  • техническую схему обеспечения проведения итогового сочинения (изложения) (приложение №1);
  • порядок тиражирования бланков итогового сочинения (изложения);
  • порядок передачи (доставки) комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации;
  • порядок и схему копирования бланков участников итогового сочинения (изложения) для организации проверки экспертами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях;
  • порядок и сроки проверки итогового сочинения (изложения) экспертами комиссии по проверке и оцениванию итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях;
  • порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • порядок осуществления проверки соблюдения участниками итогового сочинения (изложения) требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»;
  • порядок осуществления сканирования оригиналов бланков участников итогового сочинения (изложения);
  • места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписей устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами);
  • сроки, места и порядок ознакомления участников с результатами итогового сочинения (изложения);
  • порядок проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающихся комиссией,  сформированной Управлением на региональном уровне, в случаях, предусмотренных п. 13 настоящего Порядка.

В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области по объективным причинам управление   направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового сочинения (изложения) вне расписания проведения итогового сочинения (изложения).

4.2 Управление организует формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, (далее – РИС) и внесение следующих сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА и Приема):

  • об участниках итогового сочинения (изложения);
  • о местах проведения итогового сочинения (изложения);
  • о распределении участников по местам проведения итогового сочинения (изложения);
  • об образах бланков участников итогового сочинения (изложения);
  • о результатах итогового сочинения (изложения), полученных участниками.

4.3 Управление обеспечивает:

организацию информирования участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела, посвященного итоговому сочинению (изложению),  на официальном сайте управления;

проведение итогового сочинения (изложения) в  образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

техническую готовность образовательных организаций к проведению и проверке итогового сочинения (изложения);

передачу комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации;

опубликование комплекта тем итогового сочинения на региональных образовательных Интернет-ресурсах в сроки, установленные настоящим Порядком;

информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений);

хранение текстов для изложений, в том числе определяет места хранения и лиц, имеющих доступ к текстам изложений;

ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные управлением;

аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей в соответствии с порядком аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программа основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 июня 2013 года №491.

4.4 Образовательные организации в целях проведения итогового сочинения (изложения):

  • обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссии образовательных организаций  по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссии образовательных организаций по проверке итогового сочинения (изложения)  и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
  • под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), о порядке проведения и проверки итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области, установленном управлением, а также изложенном в методических материалах Рособрнадзора, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения);
  • под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законный представителей) о местах и сроках проведения итогового сочинения (изложения), о порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области, установленном Управлением, в том числе,  об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения), об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений), о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи, о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися;
  • формируют комиссии образовательных организаций не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения)[1].

4.5 В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) на сайте сетевого издания газеты «Тамбовская жизнь», на   сайте управления:  http://obraz.tmbreg.ru, сайте РЦОИ: http://rcoi68.ru, на сайтах организаций, осуществляющих образовательную деятельность,   публикуется информация о:

  • порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области, утвержденном управлением – не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения;
  • сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для лиц, перечисленных в п. 2.2) - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения;
  • сроках проведения итогового сочинения (изложения) - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении);
  • сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового сочинения (изложения).

4.6  Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется  РЦОИ.

5. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)

5.1 Итоговое сочинение (изложение) проводится 5 декабря 2018 года; 6 февраля 2019 года; 8 мая 2019 года.

5.2 Продолжительность написания итогового сочинения (изложения)  составляет  3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения  необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

5.3 В продолжительность написания итогового сочинения  (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).

5.4       В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в  дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

5.5 Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, и в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

6. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения)

Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) вносятся РЦОИ в РИС не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).

Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) предоставляют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и (или) образовательные организации, в которых обучающиеся получают среднее общее образование, не позднее, чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).

6.1      Порядок тиражирования  бланков итогового сочинения (изложения) 

Бланки для проведения итогового сочинения (изложения)  вместе с отчетными формами для проведения итогового сочинения (изложения)  печатаются на региональном уровне в РЦОИ.

Не позднее чем за один день до проведения итогового сочинения (изложения)  уполномоченное лицо ОМСУ  получает в РЦОИ запечатанные пакеты, содержащие регистрационные бланки и бланки записи, а также тексты изложений, и не позднее  чем за два часа до начала проведения итогового сочинения (изложения) передает их в запечатанном виде в образовательные организации.

6.2      Порядок передачи (доставки) комплектов тем итогового сочинения (изложения) в образовательные организации

Управление обеспечивает  передачу (доставку) комплектов тем итогового сочинения (изложения) следующим образом.

Комплект тем итогового сочинения, размещенных на официальном информационном портале единого государственного экзамена ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru)  или официальном  сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru), специалист управления, ответственный за вопросы, связанные с проведением  итогового сочинения,   не ранее чем за 15 минут до начала проведения  итогового сочинения  размещает их на сайте управления (http://obraz.tmbreg.ru) и сайте РЦОИ: (http://rcoi68.ru). Специалист РЦОИ направляет комплект тем итогового сочинения в образовательные организации.

Тексты итогового изложения в запечатанных пакетах ответственное лицо РЦОИ выдает ответственному специалисту ОМСУ накануне  дня проведения итогового сочинения (изложения). Ответственный специалист ОМСУ передает запечатанные пакеты в образовательные организации в день проведения итогового сочинения (изложения).

В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с выходом в сеть «Интернет» для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений).

В случае возникновения нештатных ситуаций (недоступность или неработоспособность указанных информационных порталов, официальных сайтов) по запросу специалиста Управления,  ответственного за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения), комплекты тем итогового сочинения направляются ФГБУ «Федеральный центр тестирования» на электронные адреса специалиста управления, ответственного за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения).

7. Проведение итогового сочинения (изложения)

7.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования.

7.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения (изложения), должны обеспечивать проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

7.3. Участники  сочинения и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены под подпись с краткой информацией о процедуре, порядке проведения, о праве повторного допуска к написанию сочинения, об использовании сочинения при приеме в вузы (памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) (приложение №2) .

7.4.    В день проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) могут присутствовать:

  •  общественные наблюдатели;
  • представители средств массовой информации;
  • должностные лица Рособрнадзора и (или) управления.

7.5. До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет участников по кабинетам в произвольном порядке.

7.6. Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете должны присутствовать не менее двух членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).      

7.7. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

7.8. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).

7.9. До начала итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников. Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), в том числе о случаях удаления с итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.

7.10.Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи, листы бумаги для черновиков, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).

7.11. При проведении второй части инструктажа, которая  начинается не ранее 10.00 по местному времени, члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами для  изложения).

7.12 По указанию членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста изложения)[2]. Члены комиссии проверяют правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков. Членам комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) также необходимо проверить бланк регистрации и бланки записи каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником итогового сочинения (изложения) кода работы (код работы должен совпадать с кодом работы на бланке регистрации), номера темы итогового сочинения (текста для изложения).

7.13 После проведения второй части инструктажа члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют начало, продолжительность и время окончания написания итогового сочинения (изложения) и фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники итогового сочинения (изложения) приступают к написанию итогового сочинения (изложения).

7.14  В случае нехватки места в бланке записи для написания итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают ему  еще один  бланк записи дополнительно (далее -  дополнительный бланк записи). По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) выдаются  дополнительные листы бумаги для черновиков.

7.15 Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи), находятся:

  • ручка  (гелевая или  капиллярная с чернилами черного цвета);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
  • инструкция для участников итогового сочинения (изложения);
  • листы бумаги для черновиков;
  • специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).

7.16 Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

7.17 В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляют «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08), вносят соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» (участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку «Х» в поле «Не закончил» для учета при организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения). Внесение отметки в поле «Не закончил» подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

В случае если участник итогового сочинения (изложения) нарушил установленные требования, изложенные в п. 7.16 настоящего Порядка, он удаляется с итогового сочинения (изложения). Руководитель образовательной организации или член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» (форма ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» (участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку «Х» в поле «Удален». Внесение отметки в поле «Удален» подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

7.18 За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении написания итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести, написанные сочинения (изложения) из листов  бумаги для черновиков в бланки записи ( в том числе в дополнительные  бланки записи).

7.19 Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков и покидают образовательную организацию, не дожидаясь установленного времени завершения  итогового сочинения (изложения).

7.20  По истечении установленного времени завершения  итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают у участников итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы  бумаги для черновиков.

7.21  Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)  ставят «Z» на полях бланков записи, оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне в случае использования двустороннего бланка записи), а также в выданных дополнительных бланках записи.

7.22 В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены комиссии заполняют поле «Количество бланков записи». В указанное поле вписывается то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником.

7.23  Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения)  заполняют отчетные формы, использованные во время проведения сочинения (изложения), а также форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)». В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в ведомость, подтверждая их личной подписью.

7.24 Собранные бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), листы бумаги для черновиков, а также  отчетные формы для проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) передают руководителю образовательной организации.

 8. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

8.1 Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, управление организует проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

8.2 Материально-технические условия проведения сочинения (изложения) обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений).

8.3 В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются помещения для организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

8.4 При проведении сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей:

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) (например, сурдоперевод – для глухих);
  • помощь при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланков записи и др.

8.5 Участники сочинения (изложения) с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им техническими средствами.

8.5.1 Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):

  • учебные кабинеты для проведения сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.

8.5.2 Для глухих участников итогового сочинения (изложения):

  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
  • подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

8.5.3 Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата: при необходимости сочинение (изложение) может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением (предоставляется управлением).

В учебных кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

8.5.4 Для участников с расстройствами аутистического спектра: условия, учитывающие состояние здоровья данной категории участников итогового сочинения (изложения), особенности психофизического развития перечислены в п. 8.5.8 настоящего Порядка.

8.5.5 Для слепых участников:

  • темы итогового сочинения (тексты для изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости);
  • итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере.
  • Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

8.5.6 Для слабовидящих:

темы итогового сочинения (тексты для изложения), бланки сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (форматА4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный);освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть равномерной и не ниже 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.

Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).

8.5.7 Для участников с тяжелыми нарушениями речи:

условия, учитывающие состояние здоровья данной категории участников итогового сочинения (изложения), особенности психофизического развития перечислены в п. 8.5.8 настоящего Порядка.

8.5.8Глухим, слабослышащим участникам, а также участникам с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра текст для изложения выдается на 40 минут для чтения (в нем разрешается делать пометки). По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение.

Участники итогового изложения, которым текст для изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для проведения итогового изложения. Категорически не рекомендуется распределять участников изложения, которым текст для изложения выдается для чтения на 40 минут, в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст для итогового изложения зачитывается членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

8.6. Основанием для организации итогового сочинения (изложения) на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинской организации, в которой участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с выполнением минимальных требований к процедуре проведения.

8.7. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель. Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя образовательной организации переносит устные сочинения (изложения) из аудиозаписей в бланки сочинения (изложения).

В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) вносит в бланк регистрации указанного участника отметку «Х» в поле «В устной форме» и заверяет своей подписью внесение указанной отметки в специально отведенном поле для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)» необходимо также внести отметку в поле «Сдавал в устной форме (ОВЗ)».

8.8 Для участников итогового сочинения (изложения)  с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов при продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.

Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий

Время, выделенное на организацию питания и проведение необходимых медико-профилактических процедур для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов включается в общую продолжительность итогового сочинения (изложения).

Питание организуется в специально отведенном месте, обозначенном табличкой «Место для питания».

В специально отведенном  месте для питания на время приема   пищи должен находиться организатор вне аудитории. Необходимое питание участник с ОВЗ приносит самостоятельно и размещает в  отведенном месте.

Время и количество приемов пищи определяется самостоятельно участником с ОВЗ.

Руководитель образовательной организации (или уполномоченное лицо) создает условия и обеспечивает участников необходимым для приема пищи оборудованием.

Покидать свое рабочее место для приема пищи разрешается участникам итогового сочинения (изложения) с ОВЗ строго по одному.

Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов организуются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Перечень лекарственных препаратов и медицинского оборудования, необходимых для проведения медико-профилактических процедур, подтверждается справкой медицинского учреждения, которая предоставляется руководителю образовательной организации.

Проводить необходимые медицинские процедуры можно в аудитории, где проходит итоговое сочинение (изложение) или в медицинском кабинете в присутствии медицинского работника.

Время и количество перерывов для проведения медико-профилактических процедур определяется самостоятельно участником с ОВЗ.

Лекарства и медицинское оборудование, необходимые для проведения медико-профилактических процедур, участники с ОВЗ приносят   самостоятельно и размещают в медицинском кабинете.

Руководитель образовательной организации (или уполномоченное лицо) создает  условия для хранения лекарств и медицинского оборудования, необходимых для проведения медико-профилактических процедур на период проведения экзамена.

Участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам во время приема пищи и проведения, необходимых медико-профилактических процедур запрещается разговаривать друг с другом, самостоятельно перемещаться по аудитории, выносить  материалы итогового сочинения (изложения) из аудитории, проносить в продуктах питания, лекарственных препаратах и медицинском оборудовании справочные материалы.

 9. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения)

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций по проверке и оцениванию итогового сочинения (изложения). К работе указанных комиссий могут быть привлечены независимые эксперты[3].

9.1  Эксперты комиссии образовательной организации по проверке и оцениванию итогового сочинения (изложения), члены   комиссии для повторной проверки итогового сочинения (изложения), независимые эксперты, привлекаемые к проверке итогового сочинения (изложения), должны соответствовать указанным ниже требованиям.

Владение необходимой нормативной базой:

  • федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
  • нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
  • рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
  • рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
  • методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Владение необходимыми предметными компетенциями:

  • иметь высшее   образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»;
  • обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

  • знание общих научно - методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
  • умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
  • умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
  • умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
  • умение выявлять в работе  однотипные и негрубые ошибки;
  • умение  классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях) экзаменуемых;
  • умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
  • умение обобщать результаты.

9.2 Порядок и схема копирования бланков участников итогового сочинения (изложения) для организации проверки экспертами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях

Технический специалист, входящий в состав  комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) (далее-технический специалист)  проводит копирование бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения).Копирование бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой «Х» в поле «Не закончил» («Удален»), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), не производится, проверка таких сочинений (изложений) не осуществляется.

В бланке регистрации также необходимо заполнить соответствующее поле «незачет» и внести оценку «незачет» по всей работе в целом.

Указанные бланки итогового сочинения (изложения) вместе с формой ИС-08 «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» или формой ИС-09 «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» передаются руководителю образовательной организации для учета, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения).

В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме необходимо обратить внимание на то, что в поле «В устной форме» должна быть проставлена отметка «Х», подтверждённая подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника.  

9.3 Порядок и сроки проверки   итогового сочинения (изложения) экспертами комиссии по проверке   итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях

В целях осуществления проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть «Интернет», а также с установленными на него специализированными программами, позволяющими автоматически проверять тексты на наличие заимствований и др.).

При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивания персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.

Технический специалист передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований «Объем сочинения (изложения)» и «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».

После проверки установленных требований эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения)по критериям оценивания, выставляют «незачет» по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания («зачет»/«незачет») вносятся в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в  копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле «незачет» и внести оценку «незачет» по всей работе в целом).

Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) эксперты комиссии передают техническому специалисту, который переносит результаты проверки по критериям оценивания («зачет»/«незачет») из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в  оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле «незачет» и вносится оценка «незачет» по всей работе в целом).

9.4 Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) комиссией образовательной организации   должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

10. Обработка результатов  итогового  сочинения  (изложения)

10.1 Порядок осуществления сканирования оригиналов бланков участников итогового сочинения (изложения)

РЦОИ осуществляет обработку бланков итоговых сочинений (изложений).

Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки, в том числе оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой «Х» в поле «Не закончил» («Удален»), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), доставляются руководителями образовательных организаций, в которых проводилась проверка, в ОМСУ и далее в РЦОИ для последующей обработки.

Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя:

  • сканирование проверенных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения);
  • распознавание информации, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения);
  • сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения).

Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через пять календарных дней после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения).

Сканирование оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения) после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций, в том числе оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой «Х» в поле «Не закончил» («Удален»), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), проводится техническим специалистом в присутствии руководителя образовательной организации. Сканированию подлежат все выданные участникам бланки итогового сочинения (изложения), в том числе незаполненные. Отсканированные изображения бланков итогового сочинения (изложения) передаются в РЦОИ, ФГБУ «ФЦТ» для последующей обработки.

10.2 Места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписей устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами).

РЦОИ осуществляет хранение бумажных оригиналов бланков участников итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений).

Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами)  предоставляются  руководителями  образовательных организаций в ОМСУ и далее в РЦОИ.

Хранение бумажных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами)  обеспечивает РЦОИ в течение шести месяцев после проведения, затем уничтожаются лицами, назначенными приказом управления.

Хранение бумажных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется в специально выделенных и оборудованных системой видеонаблюдения помещениях или металлических шкафах, сейфах в целях соблюдения режима информационной безопасности и обеспечения сохранности.

Проверенные копии итогового сочинения (изложения) остаются на хранении в образовательной организации до окончания сроков государственной итоговой аттестации.

Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональных серверах. 

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС ГИА и Приема.

11. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения) 

Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных п. 7.16.  настоящего Порядка.
  • обучающиеся и лица, перечисленные в п. 2.2 настоящего Порядка, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся и лица, перечисленные в п. 2.2 настоящего Порядка, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
  • Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

12. Сроки, места и порядок ознакомления участников с результатами итогового сочинения (изложения) 

Ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с полученными результатами  проводится не позднее 2 рабочих дней после размещения РЦОИ  сведений о результатах итогового сочинения (изложения).

С результатами проверки итогового сочинения (изложения) обучающиеся могут ознакомиться в своей образовательной организации,  выпускники прошлых лет  и лица, указанные в п.2.2. в РЦОИ и ОМСУ.

13. Порядок проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) комиссией, сформированной управлением на региональном уровне

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией, сформированной управлением на региональном уровне.

Заявление для проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) подается в комиссию, находящуюся в  управлении (г. Тамбов, ул. Советская, д.108, каб.14).

Результаты повторной проверки сочинений (изложений)  обучающихся направляются комиссией в образовательные организации.

С результатами повторной проверки итогового сочинения (изложения) обучающиеся могут ознакомиться в своей образовательной организации,  выпускники прошлых лет  и лица, указанные в п.2.2. в РЦОИ и ОМСУ.

14.Срок действия итогового сочинения  (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

 к Порядку проведения итогового сочинения (изложения)

Техническая схема обеспечения проведения итогового сочинения (изложения)

Техническая схема обеспечения проведения итогового сочинения (изложения) включает в себя следующие составляющие: сбор исходных сведений; подготовка к проведению итогового сочинения (изложения); обработка результатов итогового сочинения (изложения), размещение образов оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) на региональном сервере.

Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) вносятся ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности», обеспечивающим в соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области от 28.08.2018 №2253 «Об организационном и технологическом обеспечении проведения государственной итоговой аттестации  по образовательным программам  основного общего и среднего общего образования, возложении функции РЦОИ и оператора РИС в 2019 году»»   функции  РЦОИ в РИС не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения). Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) предоставляют  ОМСУ не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).

 Бланки для проведения итогового сочинения (изложения) вместе с отчётными формами для проведения итогового сочинения (изложения) печатаются РЦОИ и доставляются представителями ОМСУ в  образовательные организации не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения). Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ) ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), а также на официальном сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru). Полученный комплект тем итогового сочинения публикуется РЦОИ на региональном сайте поддержки государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (www.rcoi68.ru), не ранее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения по местному времени и направляется по электронной почте  в образовательные организации.

Тексты итогового изложения размещаются ФГБУ «Федеральный центр тестирования» на технологическом портале подготовки и проведения ЕГЭ, находящемся в защищенной корпоративной сети передачи данных ЕГЭ, за 5 календарных дней до проведения итогового изложения. В образовательных организациях - местах проведения итогового сочинения (изложения) - выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с выходом в «Интернет» и с необходимым программным обеспечением для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений).

Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) с внесёнными в них результатами проверки доставляются представителем ОМСУ в РЦОИ не позднее  чем за 7 дней после проведения итогового сочинения (изложения) для последующей обработки. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя: сканирование проверенных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения); распознавание информации, внесённой в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения); сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесённой в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения).

Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссий.

Хранение бумажных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) обеспечивает РЦОИ. Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) хранятся не менее шести месяцев после проведения итогового сочинения (изложения), а затем уничтожаются лицами, назначенными управлением.

Сведения о результатах итогового сочинения (изложения) РЦОИ вносит в РИС. Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональном сервере. Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС.

  

 

Расчет рассылки:

  1. Отдел общего и дошкольного образования – 1 экз.
  1. МОУО – 1 экз.
  2. ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности»- 1экз.
  3. Самусенко, Хворов – 1 экз.
  4. Сайт – 1 экз.

 

Первый заместитель

начальника управления

_______________Н.В.Мордовкина

 Начальник отдела общего  образования

______________ И.А. Панасина

 



ПРИЛОЖЕНИЕ  №2

к Порядку проведения итогового сочинения (изложения)

 Памятка

о  порядке проведения итогового сочинения (изложения)

(для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под роспись)

 

  1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов.
  2. Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.

4. Обучающиеся XI (XII) классов для участия в итоговом сочинении (изложении) подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в свою школу.

5. Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются участники итогового сочинения (изложения).

6. Управление определяет порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории Тамбовской области, в том числе принимает решение о включении процедуры удаления участников итогового сочинения (изложения), а также об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения сочинения (изложения).

7. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

8. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения). Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).

9. Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

10. Рекомендуется взять с собой на сочинение (изложение) только необходимые вещи:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручка  (гелевая или  капиллярная с чернилами черного цвета);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

         Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете месте для хранения личных вещей участников.

  1. Во время проведения итогового сочинения (изложения)  выдаются листы бумаги для черновиков, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).

Внимание! Листы бумаги для черновиков не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.

  1. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения доставляются в школы и становятся общедоступными после 10.00 по местному времени.
  2. Продолжительность выполнения  итогового сочинения (изложения)  составляет  3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения)  определяется управлением.

  1. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
  2. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации и (или) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
  3. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
  4. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).
  5. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая), допускаются:
  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся, удаленные с итогового сочинения  (изложения) за нарушение требований, установленных п. 15 настоящей Памятки:
  • обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
  1. Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
  2. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией, сформированной управлением на региональном уровне. Порядок  подачи такого заявления и организация повторной проверки итогового сочинения (изложения)  указанной категории обучающихся определяет управление.
  3. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно  в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Итоговое сочинении (изложение) как допуск к ГИА- бессрочно.

 

С правилами проведения итогового сочинения (изложения) ознакомлен (-а):

Участник итогового сочинения (изложения)

 ___________________(_____________________)

«___»_______20__г.

Родитель/законный представитель участника итогового сочинения (изложения)

___________________(_____________________)«___»_______20__г.

  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Состав

комиссии  по рассмотрению документов для предоставления особых условий при проведении итогового сочинения (изложения) 

Председатель комиссии 

Заместитель председателя комиссии

В.М.Чернышова, директор ТОГБУ «Областная психолого-медико педагогическая консультация»

И.А.Панасина, начальник отдела общего образования управления образования и науки области

Члены комиссии

С.В.Тонина, главный специалист-эксперт отдела общего   образования управления образования и науки области

О.В.Бородулина, учитель-дефектолог ТОГБУ «Областная психолого-медико педагогическая консультация»

Е.В. Агафонова, заместитель директора ТОГКУ «Центр экспертизы образовательной деятельности»

 


 

[1] Порядок формирования комиссий по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях, а также  функции указанных комиссий  в рамках проведения итогового сочинения (изложения) изложены в методических рекомендациях по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки   от 23.10.2018 №10-875).

[2]  В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

[3] Независимые эксперты – специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).

Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).

Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения). 

Независимые эксперты приглашаются комиссией образовательной организации, обеспечивающей проведение сочинения (изложения), на оговоренных с ними организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке итогового сочинения (изложения).